Браслет Клеопатры

Сара Бернар

Сара Бернар

Бриллианты, дареные поклонниками, Сара Бернар любила беззаветно, брала их с собой на все гастроли. Для защиты нажитого добра предусмотрительно ложилась спать с заряженным пистолетом «лепаж» под подушкой. Великая актриса всегда обожала ювелирные игрушки, бесконечно заказывала их для сцены, без устали носила в повседневности.

Сара Бернар - украшения на сцене и в жизни

Сара Бернар — украшения на сцене и в жизни

Сара Бернар — женщина богатая, на баснословные гонорары приобрела в 1893 году театр «Ренессанс», а в 1898-ом стала владелицей здания на площади Шатле, где обосновался театр, названный её именем. Театр Сары Бернар — труд, любовь, восторг актрисы.

Фото Сары Бернар и афиша Альфонса Мухи

Фото Сары Бернар и афиша Альфонса Мухи

Начало драгоценностям скреативленным Альфонсом Мухой положили афиши спектаклей с Сарой Бернар, тут часто присутствовали необычные украшения. Чешский художник ювелиром не был. Мухе не хватало специального образования, для создания набросков фантастической ювелирки пришлось детально изучать историю и фольклор. Однако не только знаменитую актрису восхищали дивные драгоценности на рекламных плакатах, Муха получал заказы на дизайн украшений со стороны. Драгоценности выполнялась в дорогом материале известным парижским мастером Жоржем Фуке.

Украшение Жоржа Фуке и эскиз Альфонса Мухи

Украшение Жоржа Фуке и эскиз Альфонса Мухи

А ведь это Сара Бернар представила начинающего художника Альфонса Муху знаменитому ювелиру Жоржу Фуке. С её рекомендации начался совместный труд двух творческих личностей. Муха сотрудничал с Фуке не только в ювелирном деле, он создал архитектурный проект салона для мэтра, по сути, его визитную карточку.

 

Кулон "Водопад", около 1900 года. Идея - Муха, исполнение - Фуке

Кулон «Водопад», около 1900 года. Идея — Муха, исполнение — Фуке

Браслет «Роза руки»

Медея на афише

Медея на афише

Одной из признанных вершин творчества Альфонса Мухи стал знаковый браслет-змея для трагической Медеи. Желая подчеркнуть тяжёлую судьбину древнегреческой царевны, художник изобразил на плакате Медею с украшением, сильно впечатлившим Сару Бернар. Недолго думая, она заказала драгоценную копию ювелиру Жоржу Фуке в 1899 году. Результат стал классикой — золотой браслет-змея, троекратно обвивающий запястье, где головка и кольцо декорированы опалами, рубинами, бриллиантами, эмалью. Экстравагантное украшение Сара носила на сцене и в жизни.

brasletruka600

Спектакль «Медея» вызывал у парижан полярные эмоции — от обожания до неприятия. С одной стороны — великолепная Сара Бернар, с другой – страшный рассказ о женщине, убившей собственных детей из мести их отцу. Декорации «Медеи» и украшения, скопированные с афиши Альфонса Мухи, не давали замолкнуть говорливому Парижу. Невиданный браслет змеёй обвивал руку от запястья до локтя, жало поддерживала тонкая цепочка. Публика украшение Медеи называла «зловещим» и упрекала художника в излишнем прямодушии — идея шокировала натуралистичностью, жёсткость матери-детоубийцы придавала украшению некую ядовитость. Воплотил браслет «Роза руки» в жизнь, конечно же, Жорж Фуке.

Браслет и кольцо "Роза руки"

Браслет и кольцо «Роза руки»

Увидев афишу, Сара Бернар пожелала обладать неординарной драгоценностью. Актриса использовала браслет для двух спектаклей, двух ролей — Медеи и Клеопатры. Это украшение подчёркивает роковые образы и неприхотливо претендует на изысканную восточность. Ныне золотой браслет с кольцом «Роза руки» находится в Японии, в Музее города Сакаи.

"Роза руки" на руке Сары

«Роза руки» на руке Сары

Тиара «Принцесса Грёза»

lilia_plakat

1895 год, в парижском театре «Ренессанс» ставится пьеса Эдмона Ростана «Принцесса Грёза» с Сарой Бернар в главной роли. Образ Мелисинды Альфонс Муха подчеркнул прекрасной тиарой с лилиями и подвесками. Ныне диадема, прославившая спектакль «Принцесса Грёза», находится в Национальной библиотеке Музея Оперы в Париже.

lilia3

Плакат Альфонса Мухи создавался не для спектакля «Принцесса Грёза». Гремело представление парижского банкета, устроенного в честь Сары Бернар её друзьями в 1896 году. Изображение актрисы в тиаре из живых лилий перекочевало с плаката на фотографии, но уже с ювелирными жемчужными цветами в волосах.

Украшение для корсажа «Крылатый змей»

Ожерелье "Фуксия"

Ожерелье «Фуксия»

Украшения Фуке по эскизам Мухи зачастую громоздки, предназначенные для сцены, обязаны бросаться в глаза издалека. Такова брошь для корсажа, отягощённая гроздью маленьких жемчужин неправильной формы, сделанная для Сары Бернар. На афишах нестандартные украшения выглядели уместно (как всё придуманное Мухой), но воплощённые в металле и камне казались несколько эклектичными. Но так думали не все.

Украшение "Крылатый змей"

Украшение «Крылатый змей»

Украшение для корсажа «Крылатый змей» или «Крылатый дракон» создано по подсказке Сары Бернар, именно так она представляла средневековое украшение. Критики ужасались: украшение тяжёлое, камни неправильной формы. Все остальные восхищались и восхищаются, особенно после Всемирной выставки в 1900-ом. Талант Альфонса Мухи произвёл фурор. Люди, не знакомые с искусством, не посещающие театр, увидели замечательные творения художника и оценили их по достоинству. Украшение для корсажа «Крылатый змей» (дракон), созданное в 1902-ом из золота, эмали, бриллиантов, жемчуга находится в частном собрании нью-йоркского коллекционера.

Брошь «Орхидея»

Брошь "Орхидея" - золото, жемчуг, аметист, эмаль

Брошь «Орхидея» — золото, жемчуг, аметист, эмаль

Для спектаклей «Гамлет» и «Лорензаччо» Сара Бернар требовала от своего художника полного погружения в атмосферу Средневековья. Припомним, это время не отличалось приметной ювелиркой, наряжать бренное тело церковь в средние века настоятельно не рекомендовала, позиционировался духовный рост. Но актрисе требовались украшения той эпохи, их она представляла массивными, величественными, немного мрачными. Так появилась брошь «Орхидея». Критики-современники актрисы утверждали, это китч – всё в этой броши чересчур: слишком крупные камни, кричащая идея. Они не догадывались, через сто лет за «Орхидею» будут сражаться крупнейшие музеи и частные коллекционеры мира.

Броши корсажные

1_401

1_400

Подвеска с фрагментами афиш Альфонса Мухи для спектаклей с Сарой Бернар.

1_600

Альфонс Муха, корсажная брошь-подвеска Сары Бернар.

1_3

Брошь выполнена Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи, заказ Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза.

Гребень «Бабочка»

2hair400

Гребень «Бабочка» выполнен в цветочном стиле. Муха учился у природы, преклонялся перед красотой. Он стремился выразить природное даже интереснее, чем на самом деле, вызывая нарекания и упрёки в излишней манерности, слащавости. И всё-таки гребень «Бабочка» вошёл в историю.

1eskiz

Уникальность творчества Альфонса Мухи проявилась в революционном попирании привычных взглядов на украшения. Его дизайн браслетов, брошей, подвесок выходил за рамки стандартного, будил фантазию, вызывал споры. Не прошло и ста лет, как признание стало безоговорочным.

Диадема Рене Лалика для Сары Бернар

Диадема Рене Лалика, для Сары Бернар

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв