Devant de corsage

Корсажное украшение Зенейды — подражание Марии Антуанетте, Шомэ, 1914

Корсажное украшение Зенейды — подражание Марии Антуанетте, Шомэ, 1914

Французы корсажную брошь именуют «devant de corsage» — «перед корсажем». Именно так долгое время называли их и в России, говорившей по-французски.

Начало XX века. Джей Гоулд — жена американского магната с крупным корсажным украшением

Начало XX века. Джей Гоулд — жена американского магната с крупным корсажным украшением

В начале XX века самыми модными корсажными украшениями были крупные броши-гирлянды, броши-венки, броши-банты. На пороге стояла неведомая эпоха, а с нею новый стиль — модерн или ар нуво. Украшения для корсажа продолжали творить несравненные Рене Лалик, Жорж Фуке, фирмы Tiffany & Co., Cartier, Chanel, Van Cleef & Arpels.

Избалованная Европа слыла законодательницей мод. Но кое-что перепадало и заокеанской Америке. Неисчислимое богатство некоторых мужей уравняло их возлюбленных с особами королевской крови. Для статуса (и радости) нужны нити жемчуга и корсажные украшения. И так, вплоть до 1950-х годов.

Cartier

Картье, корсажные броши-банты

Картье, корсажные броши-банты

Сначала в Париже, а затем во всем мире, взошла ювелирная звезда Cartier. С конца XIX века и на протяжении XX-го, Картье демонстрирует утонченность стиля, новаторство идей, и как следствие, длинную вереницу шедевров.

Картье, корсажные броши для «высоких» особ

Картье, корсажные броши для «высоких» особ

Короли, богатые промышленники, финансовые магнаты негласно включились в соревнование – кто отхватит больше уникальных изделий Cartier. Ювелир не обманул ожиданий, предлагая избранной клиентуре потрясающие вещицы. Но это только усилило соревновательный дух внутри имущей прослойки. В результате Картье получал заказы на все более эпатажные драгоценности.

Картье, корсажное украшение-гирлянда «Лилии»

Картье, корсажное украшение-гирлянда «Лилии»

Начало века Картье ознаменовал корсажными платиновыми украшениями в стиле «гирлянда». Это был культурный шок — броши-гирлянды нагло покрывали весь бюст! Стиль просуществовал почти до половины XX века.

Джулио де Блас. Портрет Марджори Мэривинтер Пост с дочерью и корсажным украшением от Картье, 1929

Джулио де Блас. Портрет Марджори Мэривинтер Пост с дочерью и корсажным украшением от Картье, 1929

Украшения для корсажа от Cartier носили самые взыскательные модницы Европы – английская принцесса Александра, бельгийская принцесса Елизавета, испанская принцесса Виктория-Евгения. И конечно, дорогие куртизанки. Прекрасная Отеро – одна из самых прилежных клиенток Картье.

Прекрасная Отеро в бриллиантовом корсажном украшении от Картье

Прекрасная Отеро в бриллиантовом корсажном украшении от Картье

Каролина Отеро была секс-символом эдвардианской эпохи. В двенадцатилетнем возрасте она сбежала из дома и прибилась к португальским бродячим комедиантам. Танцы, пение и проституция стали ее работой. В Барселоне юная красотка попалась на глаза заезжему банкиру, который прихватил ее во Францию. И вот уже Каролина — звезда популярного варьете Фоли-Бержер. Поклонников у La Belle Otero было много. Среди них затесались даже венценосные мужи — Вильгельм II, Николай II, Леопольд II, Альфонс XIII, Эдуард VII. Прекрасная ни в чем отказа не знала. Особенно любила бриллианты. К сожалению, ею владела пагубная страсть к азартным играм. Все время проводила Каролина в казино, где однажды решила помочь своему спутнику отыграться, без колебаний срезала золотые пуговицы с платья и их положили на игровой стол вместо фишек. А госпоже Отеро пришлось белыми ручками придерживать сползавший наряд. Так актриса промотала свое фантастическое состояние. В 1910 году Отеро покинула сцену и одиноко жила в Ницце на мизерное пособие, которое ей выплачивало одно благодарное казино в Монте-Карло – когда-то Каролина оставляла там миллионы франков. Трудно было узнать в почти нищенке даму, которая когда-то «пригрела на груди» бриллиантовое корсажное украшение от Картье.

Tiffany & Co

Ювелирный дом Tiffany открылся в США в середине XIX века. Чарльз Тиффани, твердо решил создать новый стиль украшений. Дизайнерам было велено забыть европейские тенденции, вдохновиться природой, культурой родных мест и включить воображение. Этот неписаный закон в фирме соблюдается до сих пор.

Тиффани, корсажные броши-банты

Тиффани, корсажные броши-банты

Ювелирный дом Тиффани всегда держал нос по ветру. Спрос на корсажные броши в начале XX века был, и их создавали. За фирмой числится немало шедевров.

Тиффани, корсажная брошь, 1880-90

Тиффани, корсажная брошь, 1880-90

Корсажное украшение «Ирис» разработано ювелиром Поулдингом Фарнэмом  (Tiffany&Co) для показа на Универсальной выставке в Париже в 1900 году. Золотой стебель увенчан цветком ириса в натуральную величину. Три вертикальных лепестка и три наклонных, сделаны из окисленного серебра и инкрустированы 139 сапфирами Монтана. По центру лепестков проходят бриллиантовые «вены», каждая из которых упирается в золотой треугольник с топазом. Тонкие листочки из золота зеленеют гранатами-демантоидами.

Тиффани, корсажное украшение «Ирис», 1900

Тиффани, корсажное украшение «Ирис», 1900

«Ирис» поразил современников, его назвали «вершиной науки и артистической изобретательности». На Парижской выставке цветок приобрел американский магнат и коллекционер Генри Уолтерс. Ныне это корсажное украшение находится в Балтиморе, в постоянной коллекции Walters Art Gallery. Брошь от Тиффани прославилась еще и тем, что мастер использовал местные материалы — «Ирис» усыпан сапфирами из американского штата Монтана которые редко весят более одного карата и имеют необычный стальной оттенок.

Тиффани, брошь «Синяя безделушка»

Тиффани, брошь «Синяя безделушка»

Van Cleef & Arpels

Уоллис Симпсон и Эдуард VIII. Слева — свадебное фото, справа — корсажное украшение

Уоллис Симпсон и Эдуард VIII. Слева — свадебное фото, справа — корсажное украшение

Американка Уоллис Симпсон та, что вышла замуж за Эдуарда VIII и лишила его королевского титула, предпочитала корсажные украшения от Van Cleef & Arpels. На ее подвенечном платье переливалась брошь именно этого ювелирного дома.

Ван Клиф и Арпелс, брошь «Жабо», 1949

Ван Клиф и Арпелс, брошь «Жабо», 1949

Ван Клиф и Арпелс, Корсажные броши «Кружева», 1945

Ван Клиф и Арпелс, корсажная брошь «Кружева», 1945

Особенно прославилась компания редким умением стилизовать металл под ткани и кружево. В 1910 году здесь родилась брошь «Жабо» из белого золота, поразившая зрителей воздушной невесомостью металла. До середины XX века «Ван Клиф и Арпелс» творили корсажные броши-кружева из словно вышитого бриллиантами, золотого ажурного тюля.

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв