Дивная Эльза

Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли

В 30-е годы прошлого века модельер Эльза Скиапарелли создала знаменитый дамский комбинезон для бомбоубежищ. Он поразил современниц множеством карманов. Ведь по мнению дизайнера, спускаясь в бомбоубежище, женщина должна брать с собой не паспорт, не запас воды и продуктов, а все свои украшения!

necklace-4

И такой Эльза Скиапарелли оставалась всегда – яркой, мятежной. В монашеском пансионе четырнадцатилетней девочкой написала книгу эротических стихов, в юности, не имея в кармане ни гроша, пришла на парижский бал обернув вокруг себя несколько метров синей материи, не испытав родительской любви, дарила ее с лихвой своей дочке.

Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли

Скиапарелли сотрудничала с самыми талантливыми людьми своего времени: это художники — Сальвадор Дали, Кеес ван Донген, Ман Рэй, Жан Кокто, Жан Хуго, фотограф Хорст П. Хорст.

Пуговицы Губы

Пуговицы Губы

Правнук писателя Виктора Гюго – Жан Клеман выпускник школы искусств и химик создавал для платьев Эльзы невиданные пуговицы — пули, насекомые, ложечки, акробаты, балерины, колокольчики, шнурки для ботинок, кусочки сахара, арахис, бумажные скрепки, астрологические символы.

elsaskhiaparell32i

elsaskhiaparell2i

Пуговицы на костюмах Скиапарелли

Пуговицы на костюмах Скиапарелли

Пуговицы Скиапарелли

Пуговицы Скиапарелли

buttonzuk

Были пуговицы которые светились в темноте или пищали, если случалось на них нажать. Для клиенток Эльзы делались фантастические украшения по эскизам художника–сюрреалиста Кристиана Берара. Самое известное из них: натурально выполненные насекомые, закрепленные на прозрачном пластике — создавалось ощущение, что они ползают по шее.

Кристиан Берар, колье "Насекомые"

Кристиан Берар, колье «Насекомые»

В начале 1920-х годов в ювелирном искусстве произошли революционные изменения — дизайнеры стали использовать демократичные кристаллы и эмали.

necklace-3
Теперь женщины имели удивительно красивые вещи, не спуская на них целое состояние. Скиапарелли с интересом включилась в создание бижутерии. Планку «нежелательных» ювелирных украшений (как она сама их называла), подняли ее великолепный вкус и изысканная фантазия.

Скиапарелли, серьги, брошь

Скиапарелли, серьги, брошь

Использование поддельных драгоценностей давало женщине возможность быть замеченной на подиуме и в повседневной трудовой жизни. Для бижутерии Эльза нередко использовала нетрадиционные материалы – китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик.

necklace-2

stamp-2

В 1934 году, в роскошном районе Парижа на Вандомской площади, Эльза Скиапарелли открыла собственный бутик с авторской бижутерией, которую парижанки сразу стали носить вместо настоящих драгоценностей. Эти украшения быстро завоевали популярность у публики. Зато коллеги-модельеры без устали отпускали по этому поводу колкости и насмешки.

Броши Эльзы Скиапарелли

Броши Эльзы Скиапарелли

В дизайне Эльзы всегда присутствовала экстравагантность: украшения из красных омаров, скелеты из специальных шнуров. Крамольный модельер Скиапарелли любила причудливые решения, легко играла материалами и формами. Необычность ее видения рождала редкие, неизбитые варианты. Такие как броши «Фонарный столб» и «Факел», которые работали от крошечной батарейки и светили по-настоящему. Узнаваемыми в ее работах стали стразы смешанных цветов: ярко-зеленого и фуксии, которые Эльза ласково называла «арбуз» и колье из витых цепей с кисточкой.

arbuz

Стразы которые Скиапарелли называла «арбуз»

Некоторые ювелирные украшения создавались вручную, в единственном экземпляре. Это были дорогостояще аксессуары для подиума. Для таких ожерелий Скиапарелли использовала золото, серебро, эмаль, монеты, растительность. Украшения легко трансформировались, перетекали одно в другое — ожерелья, браслеты, чокеры. А бывало в бижутерии Эльзы солировал технический прогресс — винтики, напильники, металлические диски, шарики. Именно эти «заводские изделия» в мае 1935 года журнал Harper`s Bazaar назвал «механическим великолепием». Скиапарелли черпала вдохновение из разных источников — этнические украшения, татуировки матросов…

Эльза Скиапарелли, колье "Розы"

Эльза Скиапарелли, колье «Розы»

У нее родилась шикарная идея — закрепить маленький бриллиант в центре свежей розы. Модель Дейзи Феллоуз (Daisy Fellowes) — друг и клиент Эльзы, носила в верхней части уха созданное ею оригинальное украшение собранное из изумрудов и, еще одно такое же — на мочке.

Дэйзи Феллоуз

Дэйзи Феллоуз

Скиапарелли мечтала о гарнитуре из трех бриллиантовых колец на одном пальце, объединенных общим дизайном. Одно кольцо надето — как обычно, другое — выше среднего сустава и третье – на самом кончике пальца. Она придумала прекрасные кнопки для одежды, больше похожие на изысканные броши — пчелы, бабочки, ящерицы…

Брошь Лягушонок

Брошь Лягушонок

В конце 1930-х годов Эльза Скиапарелли начала работать вместе со знаменитым ювелиром фирмы Tiffany — Жаном Шлюмберже (Jean Schlumberger).

Жан Шлюмберже, брошь Рыбка

Жан Шлюмберже, Рыбка

Удивительные творения двух дизайнеров замешаны на необычном: замена нескольких зерен в початке кукурузы стразами, металлическое колье с водяными лилиями и золотыми лягушками, ожерелье унизанное руками с запястьями, золотая зажигалка-рыбка с гибким хвостом и телом, усыпанным рубинами.

Жан Шлюмберже, 1936-37

Жан Шлюмберже, 1936-37

Каскад этих великолепных дизайнерских решений ожидал огромный успех, но общее дело двух неординарных творцов прервала Вторая мировая война.

Брошь Горошек

Брошь Горошек

Массовые ювелирные изделия Скиапарелли лицензировано выпускались компанией David Linser.

necklace-9

Эльза Скиапарелли, колье «Шишечки»

В 1949 году Эльза купила лицензию у фирмы Ralph DeRosa, которая производила дорогую бижутерию аналогично драгоценным украшениям. Позолоченный металл богато декорировали цветными стразами, красочными камнями, прозрачными эмалями, стеклом абстрактных форм. Скиапарелли решила выпускать изделия DeRosa с надписью «Разработано в Париже — сделано в Америке».

braselets-2

Эльза Скиапарелли, без преувеличения, была самой яркой и эксцентричной фигурой в мире моды XX-го столетия. И всё-таки она была вынуждена закрыть свой бизнес в 1954 году.

braselets

Сегодня ее ювелирные изделия высоко котируются среди коллекционеров. Самые ценные относят к 1920-м годам, когда Эльза участвовала не только в разработке дизайна, но нередко и в исполнении изделий. Проекты были творческими, причудливыми, вещицы — крупными, броскими. Этот ранний авангард и есть мечта коллекционера.

Штамп Скиапарелли

Штамп Скиапарелли

necklace-7

Критики утверждают, что более поздние работы подрастеряли безудержное новаторство. Большая удача найти именно ранние украшения Скиапарелли. Велика вероятность ошибки: изделия не клеймили до 1940 года. Тогда впервые появились строчные буквы «Schiaparelli», а затем в 1949 году — лаконичная заглавная буква S.

Особый вклад внесла Эльза Скиапарелли в популяризацию жизнерадостных украшений из бакелита. И хотя бакелит – пластик, изделия из него недешевы. В Америке некоторые дилеры винтажной бижутерии специализируются только на бакелите, который до 1940 года часто использовали в украшениях.

necklace-8

Безудержной Эльзы хватало на все. Ее клиентами были люди-легенды: Марлен Дитрих, Мишель Морган, Кэтрин Хепберн, Гэри Купер, Мэй Уэст. А если вспомнить, что начало ювелирным коллекциям положено в период великой депрессии, остается только удивиться смелости Эльзы Скиапарелли.

brooch-2

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв