
Людмила Петрушевская
Заявляю серию постов о российских женщинах — удивительных, талантливых, с недюжинной трудоспособностью и редким умением носить кольца почти на всех пальцах. Серебро и бижутерия являют неоспоримое преимущество перед драгоценностями: трудно переборщить. Дамы, о коих пойдёт речь, лихо сочетают цацки в избыточном количестве (по мнению окружающих), а их внешняя гармония дружит с внутренней.
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве — русский прозаик, поэтесса, драматург, сценаристка, певица.
Её «лингвистическими сказками» зачитывались все, смеялись тоже. А ведь в детстве прадедушка-врач настаивал, чтобы Люсю не учили читать. Она овладела искусством чтения самостоятельно по газетам и даже тайком. Ох, дедуля, чуть не лишил народ удовольствия наслаждаться очаровательным литератором, действительным членом Русского ПЕН-центра. Вот только девочка в детстве грезила о карьере певицы, занималась в оперной студии.
Писать Петрушевская начала в середине 1960-х. С 1973-го Людмила Стефановна официально нигде не числилась (как сотрудник), даже пребывала в запрещённых авторах.
В 1996-ом вышло её первое собрание сочинений в пяти томах в прогрессивном издательстве «АСТ». Таланты распирают пани Петрушевскую — играет в собственном театре «Кабаре одного автора», читает рэп, делает картонных кукол, рисует мультипликационных героев, пишет картины, участвует в выставках.
Откровенничает про себя: «Всегда была меньшинством, всегда жила как разведчик. В любой очереди молчала — говорить нельзя, на работе тоже безмолвие. Всё время себя уговаривала».
Писательница происходит из семьи репрессированных интеллигентов. Возможно, именно об этом режиссёр Марк Захаров говорит: «Людмила Петрушевская – человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоёв нашей жизни. Может быть ироничной, злой, непредсказуемой». Про неё неустанно сплетничают: «Участвовала в скандалах». Как интересно! Даже антураж писательницы – скандал.
Ей восемьдесят – элегантность многолетней выдержки. Но стильность Петрушевской особенная — удивительные шляпы, авторские шейные украшения, которые она именует «шемизетки». Как никто Людмила Стефановна умеет носить такие нестандартные колье. А над весёлым великолепием колышутся перья шляп, пламенеют гребешки капроновых воланов.
Манящая шемизетка — от французского chemisette (манишка, блузка, накидка на область декольте — участница актуальных тенденций XVIII-XIX веков). Шемизетки прошлых столетий обычно делали из кружева, украшали вышивкой, драгоценными камнями, искусственными цветами. Иногда так звалась эффектная вставка для лифа – съёмная фишка модниц давно минувших времён.
Яркие колье Петрушевской сотворены из нашитых на бархат, ленты или кружево бусин, бисера, декоративных фрагментов. Тут можно видеть даже микросхемы, ведь для хозяйки не существует имидж-авторитетов.
Людмила Петрушевская — волшебница, прямиком из Нарнии. Незаурядный персонаж собственной жизни, в народе о таких говорят: женщина с аллюром. Чудная писательница, подарившая нам «пусек бятых» и огромное удовольствие созерцать её сказочную натуру.