Голос металла

Гарри Бертойя, ваза, около 1940 года

Гарри Бертойя, ваза, около 1940

Никаких сомнений, художник, звукорежиссёр, дизайнер мебели и ювелир Гарри Бертойя был очарован металлом. Наглядно иллюстрирует его незаурядный интерес к отражающей плоскости студенческая ваза. Высокополированная поверхность, волнистая, с регулярно повторяющимися мягкими линиями, дробящими отражение, заставляет застывший декоративный сосуд двигаться, перетекать, меняться на глазах.

Гарри Бертойя

Гарри Бертойя

Гарри Бертойя родился 10 марта 1915 года в деревеньке Сан-Лоренцо, близ итальянского города Порденоне – умер 6 ноября 1978 года в Барто, американский штат Пенсильвания.

Скульптура Гарри Бертойя

Скульптура Гарри Бертойя

skulpture402

skulpture403

В пятнадцатилетнем возрасте, во время охватившей Италию засухи, Бертойя с отцом эмигрировал в Канаду, затем отправился в американский Мичиган, к старшему брату Оресту. Гарри не без трудностей поднаторел в английском языке и поступил в детройтскую школу Cass Technical, где год изучал рисование, дизайн, ручное изготовление ювелирных изделий. В 1937 году, уже на плаву другой стипендии, со знанием свойств металла обретённых в Кассе, Гарри Детройя поступил в Академию искусств Кранбрук, в городке Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган. Тут его соученики — будущие знаменитости Вальтер Гропиус, Эд Бэкон, Чарльз и Рэй Имзы, Флоренс Кнолл.

skulpture400

skulpture300

Ректор Ээро Сааринен изучил портфолио молодого Гарри Бертойя и подписал документы на полную стипендию от Кранбрука талантливому студенту.

skulpture2

skulpture401

Академия подарила дизайнеру семью, в Кранбруке Гарри Бертойя встретил будущую жену Бригитту Валентинер, дочь известного историка.

1939

1939

Самостоятельность, культивируемая в Кранбруке, служила Бертойя добром до конца жизни. Гарри не изучал скульптуру предметно, зато контактировал с ваятелем Карлом Миллесом и керамистом Майей Гродел. В Академии Бертойя сосредоточился на монотипиях, рисунках, украшениях  и говорил: «Словно текстура бумаги, ювелирные изделия абстрактны и органичны во вдохновении».

Сервиз Бертойя, 1939

Сервиз Бертойя, 1939

Сервиз Бертойя, 1940

Сервиз Бертойя, 1940

Ювелиркой Бертойя увлёкся ещё на уроках металлообработки в технической школе Касс, однако оборудование академии расширило возможности, позволило делать более крупные предметы. Вазы, кофейные и чайные наборы — ныне украшение коллекции блумфилдской альма-матер. Чистые, серебристые поверхности сосудов словно вырублены из полированных листов. Искусство высокого блеска восходит в 1930-40-м годам, изначально привнесённое в эстетику Ээро Саариненом и другими скандинавскими дизайнерами-модернистами.

Броши Гарри Бертойя

Броши Гарри Бертойя

Брошь - металл и дерево

Брошь — металл и дерево

Брошь, бронза

Брошь, бронза

Гарри приходилось работать в рамках стипендии в магазине металлических изделий: «Мне всё нравилось в Кранбруке, особенно инструменты для работы по металлу, а когда такое вижу, руки чешутся что-то сделать». Бертойя кажется самоучкой, но его технический навык очень высок, хотя и необычен. Очевидная грубость предметов — примета самобытности.

brooch403

brooch405

brooch404

Через год обучения в Академии, Бертойя назначили на штатную преподавательскую должность. Ээро Сааринен попросил двадцатичетырёхлетнего Гарри вести в специализированной мастерской ювелирный дизайн и металлообработку. В это время, в конце 1930-х, начале 1940-х, Бертойя делал многочисленные украшения вне стен школы. Его ювелирку отличала ручная работа с применением доиндустриальных методов, характерных избыточной трудоёмкостью. Кустарные приёмы считались откровенно устаревшими, ведь уже случилась эпоха фрезерования. Новаторские творения мастера задали стандарт наступающему ювелирному модернизму.

Серьги

Серьги

Брошь

Брошь

Золотая брошь Бертойя

Золотая брошь Бертойя

Позднее, во время войны, почти весь металл (серебро, медь) направили на боевые нужды, тогда Бертойя сосредоточился на золотых ювелирных изделиях. Гарри разработал и отковал обручальные кольца для однокурсника Рэя Имса и жены Эдмунда Бэкона — Рут. Когда же никакого металла уже было не достать, начал преподавать графику.

Парные броши

Парные броши

broochkranbruk2

broochkranbruk3

К сожалению, в коллекции Кранбрука сохранилось совсем немного артефактов, принадлежащих рукам Гарри, ещё меньше его украшений датируется временем до 1940-го года.

Брошь, Кранбрук

Брошь, Кранбрук

Кранбрук, брошь

Кранбрук, брошь

broochkranbruk33

Брошь "Многоножка"

Брошь «Многоножка»

Многоножка

Многоножка

Ювелирка Бертойя, сотворённая с непревзойденным мастерством и утонченным дизайнерским смыслом, шагала параллельно его масштабной скульптуре. Если проще, то украшения Гарри часто служили ему источником вдохновения в более крупных формах.

Деревянное кольцо

Деревянное кольцо

Серебряное кольцо

Серебряное кольцо

Серебряное кольцо, 1941

Серебряное кольцо, 1941

Серьги

Серьги

Окончив Кранбрук, Бертойя переехал в Калифорнию. Чарльз и Рэй Имсы предложили Гарри работу в собственной фанерной компании Evans. Бертойя трудился там до 1946-го, жилось небогато, приходилась параллельно подрабатывать — продавать свои украшения и монотипии, пока дизайнер не получил работу в Лаборатории электроники в Ла Холле.

harribertoia600chia

chairbook

harribertoia600chiar

В 1950 году Ганс и Флоренс Кнолл пригласили Гарри Бертойя в Пенсильванию, в свою ассоциацию, основанную на уникальной связи промышленности и искусства. Тут Бертойя увлёкся самостоятельными проектами, компания Кнолл гарантировала финансовую безопасность, необходимую для поддержки растущей семьи. Случился очередной звёздный час: дизайнер придумал пять стульев, снискавших ему славу и известность. В данной коллекции знаменитый «алмазный», выполнен из сварной решетчатой стали. Со слов Бертойя: «На первый взгляд эти стулья словно из воздуха, пространство проходит сквозь них». Мебель поначалу делали вручную, затем разработали процесс массового производства.

harribertoia600

"Алмазный" стул

«Алмазный» стул

chair2

Коммерческий успех «алмазного» стула — фантастический. В середине 1950-х, фирменные стулья Кноллов продавались замечательно, достойная оплата позволила Бертойя посвятить себя скульптуре: он выполнил более пятидесяти публичных заказов.

Звучащие стержни Бертойя

Звучащие стержни Бертойя

harribertoia_ambarpensilvania500

В 1960-х Гарри Бертойя углубился в эксперименты с вертикальными звучащими стержнями, отремонтировал старый амбар в собственном имении, переделал его в нетипичный концертный зал, поместил тут около ста любимых скульптур «Сонамбиент» на плоских основаниях. Дело этим не ограничилось: Бертойя исполнял на концертах музыкальные пьесы, выпустил одиннадцать альбомов.

harribertoia_ambarpensilvania600

Знаменита работа Гарри Бертойя «Золотое солнце» — сферическая скульптура из нержавеющей стали, расходящаяся 675 позолоченными лучами, семи футов в диаметре, с 1967 года висит в вестибюле здания для The Whiting, город Флинт, штат Мичиган.

harribertoia03

harribertoia01

Как многие успешные художники, Бертойя был трудоголиком. Дома Гарри и Бригитта часто играли в шахматы, особенно зимой. Дизайнер любил почитать журналы, поваляться и помечтать на кушетке. Это неприкосновенное личное время — для дум, экспериментов.

Гарри Бертойя с дочерью Селией

Гарри Бертойя с дочерью Селией

У Гарри и Бригитты две дочери и сын, а далее, внуки, правнуки… Сегодня они продолжают художественные начинания Бертойя. Но это уже другая история.

Кранбрук, эксперименты с металлом

Кранбрук, эксперименты с металлом

Кранбрук, подвеска из сплава

Кранбрук, подвеска из сплава

Продолжение следует…

pendant400gong22

pendant400gong

Медная подвеска

Медная подвеска

Подвеска, 1970-е

Подвеска, 1970-е

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв