Корсажные броши

Корсажная брошь, 1860

Корсажная брошь, 1860

Такие интересные, подвижные украшения по-английски называются stomacher – переводится как «удар в живот, корсаж». Возможно эту часть платья, моделируя талию, затягивали столь сильно, что было действительно сравнимо с ударом. Вот и прозвали лиф, плотно охватывающий тело, «корсаж». Позднее, так именовали лишь угловую вставку — от шеи до пояса. Этот треугольник мог быть съемным и помогал легко разнообразить наряды.

Корсажная брошь и серьги

Корсажная брошь и серьги

Неведомый stomacher – украшение для декора лифа по-русски называется корсажной брошью. Вот только говорят о них — прекрасных, к сожалению, редко, видят – тоже. Расцвет корсажных украшений пришелся на XVIII-ый век, когда броши перестали утилитарно служить застежками. Теперь они скрепляли складки на мантиях правителей или приукрашивали одежду иного благородного люда. Брошь приобрела необычайную популярность. Бывало до десятка их пестрело на наряде модника или модницы.

Старинные корсажные броши

Старинные корсажные броши

XVII век. Родом из Испании

Инфанта Изабелла Клара Евгения, 1598

Инфанта Изабелла Клара Евгения, 1598

Корсажи дамских платьев, туго затянутые до полуобморочного состояния, берут начало в Испании XVII столетия. Владычица заморских земель и их несметных сокровищ, Иберия славилась богатством и яркостью украшений. Небедный костюм был только фоном для ожерелий и цепочек, пряжек и аграфов, перстней и пуговиц. В этот период и была создана потрясающая форма драгоценностей, которая позднее в более скромном виде распространилась по всей Европе — корсажная брошь, да такая, что ее размаха хватало на весь лиф: от выреза до талии.

Деталь платья — накладной корсаж, Франция

Деталь платья — накладной корсаж, Франция

Популярные испанские женские костюмы того времени, демонстрировали чопорную манерность и отточенность форм в духе модного маньеризма. Треугольный лиф платья перекликался с конической формой юбки. Сильно зауженная талия, ровная линия плеч и заходящий на юбку выступ в виде острия – это ли не своеобразная витрина для украшений. Здесь же, на лифе носили пришпиленные нагрудные крестики обильно украшенные драгоценными камнями, демонстрируя приверженность вере и (попутно) личное богатство. По преданию, платье с каркасным корсажем изобрела жена-гулёна Энрике Бессильного — кастильская королева Жуана Португальская, по причине прозаической: чтобы скрыть в 1468 году свою беременность.

Корсажная брошь, бриллианты, жемчуг

Корсажная брошь, бриллианты, жемчуг

После аскетизма средневековья, это был модно-ювелирный прорыв, правда в несколько гротескной форме. До XVII века немыслимо было ношение такого количество крупных, ярких, дорогих украшений — одновременно. Теперь, костюм напоминал ларец набитый сокровищами, с нескромно открытой крышкой. Дорогая парча и бархат, кружево и тесьма, золотая и серебряная вышивка, непринужденно увитые золотыми цепочками и кованными поясками, служили лишь фоном для «настоящих» драгоценностей. А куда все это девать прикажете? Из недавно открытой Америки кораблями везли золото, драгоценные камни, жемчуг… Слали как дядя гуталин в Простоквашино.

Портрет девушки с корсажной брошью, XVI век

Портрет девушки с корсажной брошью, XVI век

XVIII век. Вся Европа

Две броши для корсажа. Элизабет Кристин — жена Фредерика II, 1740, Пруссия

Две броши для корсажа. Элизабет Кристин — жена Фредерика II, 1740, Пруссия

Аристократки Европы дружно походили друг на друга, этому немало способствовала общая культура нарядов. На протяжении всего XVIII века женская одежда Старого света состояла из распашного платья, юбки и корсажа. Выше талии тело было заковано в непременный корсет-корсаж, который русские называли «шнурованием». Корсажи обтягивали дорогой тканью, украшали вышивкой, позументом, кружевом, шнурами. Но этим, как вы понимаете, дело не ограничивалось.

Корсажная брошь «Нарциссы», XVIII век, Алмазный фонд

Корсажная брошь «Нарциссы», XVIII век, Алмазный фонд

В то время в создании женских и мужских костюмов принимали участие не только портные и вышивальщицы, но и золотых дел мастера. Парадное платье именитых дам украшалось золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. И не только дам… Сюртук графа Орлова сверкал бриллиантами (на сумму в один миллион рублей) по всем швам — подарок императрицы. Да и себя, любимую, она не забывала.

Корсажное украшение Елизаветы Петровны, 1760, Алмазный фонд

Корсажное украшение Елизаветы Петровны, 1760, Алмазный фонд

Одно из платьев Елизаветы Петровны было настолько богато украшено, что «бедняжка» не могла в нем ходить – только сидела. Любила русская императрица и корсажные броши-букеты. Ее любимое украшение для корсажа (весом в 250 грамм) искрилось соцветиями из 638 бриллиантов положенных на тонированную фольгу и листьями из 316 отборных изумрудов.

Подвеска для корсажного украшения, XVIII век

Подвеска для корсажного украшения, XVIII век

Русский женский аристократический костюм XVIII века обильно украшался дорогими поясами, поясными кошельками (крепились под юбкой), поясными зеркалами в красивой оправе, поясными часами в виде луковицы на цепочке, нитями жемчуга.

Часы — русское корсажное украшение

Часы с эмалью - русское корсажное украшение

Часы с эмалью — русское корсажное украшение

Корсажная брошь, топазы и гранаты, XVIII век

Корсажная брошь, топазы и гранаты, XVIII век

Часы, пока еще несовершенные технически, дам не смущали. Им отводилась роль корсажных украшений. Усыпанные драгоценными камнями, декорированные эмалью, инкрустациями, часы на корсажах были призваны демонстрировать приверженность их обладательницы быстро текущей моде. А франтихи умудрялись крепить к лифу по нескольку часов сразу. Конечно не для того, чтобы знать который час.

Корсажная брошь, бриллианты, серый жемчуг, около 1900 года

Корсажная брошь, бриллианты, серый жемчуг, около 1900 года

На поясе носили маленькие несессеры — футляры с миниатюрными приборами и драгоценные коробочки для мушек — мушечницы. Ювелиры трудились без продыху. Была в ходу и такая (нужная дамам) вещь, как «блохоловка» — драгоценная коробочка или изящный флакон с маленьким отверстием куда капали мед. Блохи, привлеченные сладким запахом, забирались внутрь, а выпрыгнуть не могли! И куда смотрели «зеленые»?

XIX век. Третий век популярности

Корсажные украшения с цепочками, XIX век

Корсажные украшения с цепочками, XIX век

Драгоценные парюры в XIX веке обычно состояли из такого набора — тиара, колье, серьги, брошь, пара браслетов и непременная брошь для корсажа. Прелесть корсажных украшений этого времени в техническом решении — их можно разделить на фрагменты и носить каждый по отдельности. Игривую подвижность брошей для торжественных случаев позволяли подчеркнуть ниспадающие цепочки (нередко усыпанные бриллиантами). Как правило корсажные украшения снабжались дополнительными петельками, их можно было носить на бархотках, использовать как броские пряжки на поясе.

У британской королевы

Корсажная брошь, Елизавета II, королева Мэри

Корсажная брошь, Елизавета II, королева Мэри

Королева Мэри так любила украшения, что большинство унаследованных внучкой Елизаветой II драгоценностей достались ей от нее — знаменитой бабушки. У Мэри была мания собирать украшения, особенно фамильные. Иногда она играла драгоценностями, любила их перебирать, описывать. Среди бесчисленных сокровищ супруги короля Георга V неизменно восхищало старинное корсажное украшение из трех частей, каждую из которых можно носить отдельно. Это вертикальная брошь «от шеи до пояса» сделанная на рубеже XVIII-XIX веков. Британская королева Елизавета II в особо торжественных случаях носит ее и сейчас.

Королева Мэри с корсажной брошью с изумрудами

Королева Мэри с корсажной брошью с изумрудами

Королева Мэри «пользовала» еще одну прекрасную корсажную брошь с густыми изумрудами, заказанную для Торжественного приема в Дели в 1911 году. Вот только, рьяная поклонница бриллиантов считала данное украшение недостаточно выразительным и увеличивала шик брошами — Cullinan V в центральной части, а Cullinan VIII — работал у Мэри кулоном вместо изумрудной подвески снизу.

XX век 

Корсажная брошь Лондондерри, 1853, фирма Гаррардс

Корсажная брошь Лондондерри, 1853, фирма Гаррардс

Корсажное украшение Гробницы, мастер Альфред Бэкст, XVIII век, Лувр

Корсажное украшение Гробницы, мастер Альфред Бэкст, XVIII век, Лувр

И в XX-ом веке украшения для корсажа «не слезли» с груди прекрасных дам. Но об этом в следующий раз.

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв