Кузнецы счастья

Брошь Бабочка, дамаскин, Толедо

Брошь Бабочка, дамаскин, Толедо

Подруга вернулась из Испании, протянула коробочку: «Держи. Дамаскин. Выковано в Толедо». Я сторонница постулата «любви нет, есть только ее доказательства» тут же открыла футляр и замерла: на меня «смотрела» брошь в неизвестной технике, напоминающей северную чернь. Прекрасная незнакомка невербально сообщила: меня любят. Значит можно горы свернуть, не только узнать что такое неведомый «дамаскин».

Кузнецы счастья

Брошь Бабочка, Толедо

Брошь Бабочка, Толедо

Техника, по-французски названная «дамаскинаж», по-итальянски — «аллагемина», сейчас все чаще зовется на английский манер «дамаскин». Драгоценные инкрустации изначально были предназначены для отделки дорогого оружия из дамасской стали.

Брошь Ласточки, Толедо

Брошь Ласточки, Толедо

Историки утверждают, две с половиной тысячи лет назад в Древнем Китае умели делать насечки на металле и инкрустировать их золотом и серебром. Подобные техники были знакомы Древнему Египту, Греции, Риму. Мастера Дамаска довели редкое ювелирное искусство до совершенства и по праву в XII веке прославились изделиями из вороненой стали роскошно украшенными золотом. Отсюда диковинное мастерство пошло гулять по миру, прижилось в Толедо (Испания) и Киото (Япония). Но основы техники испанские и японские златокузнецы получили из одного источника — ближневосточного Дамаска.

Брошь Зонтик, Толедо

Брошь Зонтик, Толедо

В Японию техника пришла по Великому Шелковому пути в период Нара (между 710 и 794 годами нашей эры). В это же время мавры завоевали Иберийский полуостров. Они принесли свои обычаи, культуру и ремесло арабских ювелиров.

Прекрасное искусство пустило корни в обеих странах, проросло и прижилось. А вот на Ближнем Востоке дамаскин зачах и исчез. Сегодня в этой части мира мастеров, владеющих прославленной техникой, нет.

Япония

Серьги Фудзияма, Киото

Серьги Фудзияма, Киото

Дамаскином в Японии первоначально украшали доспехи и рукояти катан. С окончанием периода Эдо в 1868 году к власти пришел император-реформатор Мэйдзи. Прошла эпоха самураев: армию теперь набирали из всех сословий. А в 1876 году самураям запретили ношение мечей.

Мастерам занимавшимся декором оружия пришлось направить таланты в мирное русло: на художественную обработку предметов быта и украшений. Пройдет семьдесят лет и большая часть японских изделий в технике дамаскин будет экспортироваться в Соединенные Штаты и Англию.

Парная брошь Бабочки, Киото

Парная брошь Бабочки, Киото

Дамаскин из Киото выдает традиционный японский рисунок: цвет сакуры, пейзажные сцены (нередко гора Фудзияма), бабочки, птицы, изысканные цветы – ирисы, орхидеи. В Японии эту технику зовут shakudo — темный цвет сплава.

Брошь Бабочка, Киото

Брошь Бабочка, Киото

В 1936 году в Иокогаме вышла книга описывающая долгий кропотливый процесс  создания предметов в технике дамаскин-шакудо.

Мастера сидели со скрещенными ногами перед низкими скамьями и рисовали эскизы на кусках тонкой бумаги, которые затем крепили на поверхности металла и пробивали по ним рисунок долотом. В полученные углубления мягко вковывалась золотая и серебряная проволока. Инструментом из оленьего рога приглаживали поверхность и сбивали грубые края.

Брошь пейзажная, Киото

Брошь пейзажная, Киото

Металлическую основу окисляли азотной кислотой, которую нейтрализовали вымачиванием в растворе пищевой соды. Изделие дважды промывали в соленой воде и запекали в огне. Процедура мытья и выпечки повторялись в течение пяти дней 8-9 раз, до тех пор пока не исчезала ржавчина с поверхности металла. Но на этом процесс не заканчивался.

Японский браслет

Японский браслет

Теперь предмет опускали в густой раствор красной глины и запекали уже в ней, повторяя погружение и выпекание до 50-100 раз. Так создавался эффект лаковой поверхности. Следующий этап: покрытие порошкообразным древесным углем и нефтью, а потом опять непременное запекание. Его повторяли 10-20 раз, попутно полируя изделие до зеркального блеска маленьким стальным стержнем. Иногда в заключение делали дополнительную гравировку.

Я утомилась рассказывать, а вы — читать. Каково же это было делать?

Испания

Еще одна брошь Бабочка, Толедо

Еще одна брошь Бабочка, Толедо

В Европе техника дамаскин приобрела особенную популярность в XV столетии. Тогда же город Толедо отхватил титул центра этого производства. Для испанского дамаскина типичны два рисунка: орнамент ренессанса — цветы жемчужника, листья аканта, птицы (отчетливо европейские, отличающиеся от японских эквивалентов) и арабеска — причудливые геометрические мотивы, завитки, побеги.

Браслет, Толедо

Браслет, Толедо

Испанский метод в общих чертах похож на японского собрата и все-таки немного отличается. На пластинки металла с помощью стальных инструментов или химическим протравливанием наносят рисунок. Полученное изображение заполняют тонкой проволокой или золотой фольгой из 18-ти и 24-х каратного золота.

Выступающий рельеф выкладывают 24-каратной проволокой, которую вбивают в гравировку маленькими молоточками. Черный фон создаётся окислением горячей синькой, щадящей драгоценные металлы. Иногда пластину воронят: наносят специальную смесь и прогревают изделие при высокой температуре.

Нагрев делает изображение более выразительным – фон темнеет, рисунок становится выпуклым. Тут его поджидает чеканка, создающая дополнительный рельеф.

В завершение все полируют тонким осколком — repasado, чтобы золото замечательно сияло. По желанию золотым и серебряным частям можно придать разные оттенки, блеск или матовость, перламутровый эффект. Иногда технику дамаскин комбинируют с эмалями.

Испанский мастер

Испанский мастер

Браслет, 1940, Толедо

Браслет, 1940, Толедо

 

 

 

 

 

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв