Мир через объектив

busi8Певец нарядов и украшений — Жан Безансено (этнограф, художник, фотограф) в своих скитаниях по Магрибу старался увековечить самое интересное из встреченного. Его поразила жизнь иудеев в мусульманской стране. Попутно в кадр попали прекрасные берберки и бедуинки, увешанные килограммами серебра. Даже наглухо запакованным арабкам не удалось благополучно отсидеться в своих высокоморальных нарядах-крепостях.

arabki

В парандже и без неё. Фото Жана Безансено

Фотоаппарат любознательного Безансено безжалостно выхватывал этнические украшения. К тому же, берберки на поверку оказались иудейками. С ними приключилась такая история: евреи поселились в Африке ещё во времена царя Соломона и прожили на территории современного Марокко около двадцати столетий. С укреплением власти Рима и приходом христианства в африканское присредиземноморье, иудеи (не желавшие менять веру) двинулись в горы. Тут под их влиянием обратились в иудаизм язычники берберы. Пройдёт век, возникнет ислам, часть берберов переметнётся к мусульманам. Но местное еврейское сообщество по-прежнему отождествляет себя с берберами и зовётся амазинами. А репатрианты, бежавшие от вспыхнувшего антисемитизма в 1950-70-х в Израиль, в домашней обстановке говорят на родном берберском.

head1

head2

head3

head6

head5

Пытливый Жан Безансено (1902-1992) в далёком 1934 году отправился в присредиземноморские государства северо-западной Африки с намерением задокументировать местные костюмы и украшения. Опыт художника он приобрёл в предыдущем исследовании — изучал национальную одежду в Европе. Большую часть времени Безансено провёл среди иудеев Марокко. Помимо учёного азарта французу пришёлся кстати отменный талант фотографа. Пятилетнее путешествие по Магрибу оставило потрясающую коллекцию фотографий иудеев – коренных жителей мусульманских стран. Это особенно ценно по причинам далёким от искусства. В том же Алжире, с образованием государства Израиль, начали открыто изгонять евреев за пределы страны. Фотографии Безансено — уникальные документы, свидетельства безвозвратной эпохи.

Рисунки Жана Безансено

Рисунки Жана Безансено. Еврейки разных регионов Марокко

pickture3

С 1934-го по 1939-ый Жан Безансено плодотворно работал, результатом стало значимое культурное магрибское наследие. В 1973 году Музей Израиля организовал первую большую выставку, посвященную евреям Марокко. Основой послужила коллекция объектов, документов, фотографий и фильмов собранных Жаном Безансено и Зеде Шульманом. Экспозиция спровоцировала культурный ажиотаж.

ring8fingers

ring10fingers

taty

ring7fingers

Иудеи на севере Африки появились в незапамятные времена. Попадая в новые регионы, они старались перенять местные наряды и украшения. Изначально так было и в Магрибе, еврейки с удовольствием покупали традиционные арабские драгоценности у местных мастеров. Позднее, еврейские мужчины освоили ювелирное ремесло. Да так взялись за дело, что к началу XX века вся ювелирка Марокко была сосредоточена в еврейских руках. Сто лет назад иудеи заправляли почти всем ювелирным бизнесом в стране и неустанно ковали украшения для арабов и берберов, бедуинов и, конечно, евреев. Отъезд большей части еврейской диаспоры в Израиль сильно подкосил ювелирное дело на родине-мачехе.

Ювелир

Ювелир

Еврейские ювелиры в Марокко

Еврейские ювелиры в Марокко

В Марокко знают толк в хорошей ювелирной работе, а мужчины и женщины с архаичных времён любят украшения подчёркнутые уникальным орнаментом, формой. В мусульманских странах традиционно ценится серебро (его благословил пророк Мухаммед). Евреи, глядя на соседей, тоже увешивались с головы до ног килограммами украшений. Независимо, богатые или бедные, женщины или мужчины.

berbers22

busi1

kollektiv2

Традиционные для североафриканской ювелирной культуры массивные подвески, кулоны, бусы, декорированные фигурной отливкой и чеканкой, многочисленные кольца и браслеты, украшенные эмалями и полудрагоценными камнями, поначалу делались точно такими, какими иудеи увидели их у арабов. Но постепенно еврейские мастера начали привносить собственный шарм. В характерные арабески вписались растения и птицы, которых прежде не было (в мусульманской культуре традиционен запрет на изображение живых существ).

Алжир. Женщина с обнажённым плечом

Алжир. Женщина с обнажённым плечом

Алжир. Женщина с куделью и веретеном

Алжир. Женщина с куделью и веретеном

Марокко. Каменные жернова

Марокко. Каменные жернова

Выпечка хлеба

Печь-тандыр

Марокко. Печь-тандыр

workmusik

Марокко. Женщина играющая на ребабе

Жан Безансено без устали снимал магрибок: от полуобнажённых гетер до маленьких невест, от хозяек, сучивших пряжу и пекущих хлеб, до женщин-музыкантов. Все они тесно дружили с украшениями.

Жених и невеста с мамашами

Молодожёны

Молодожёны

childrenpair2

childrenpair3

childrenpair4

Мальчишки и девчонки стоящие парами на снимках Безансено — молодожёны. Новоиспечённые супруги, а точнее, подростки в день бракосочетания задекорированы привычным в этой стране грузом серебра.

childrenpair00

Молодая мама

Принято было выдавать замуж совсем юных дев, чтобы властные арабские соседи не приглядывали для своего гарема милых иудеек и никак не посягали на еврейскую красоту – занято!

children3

children5

children2

children1

children6

Носить тяжесть украшений привыкали с детства. Девочка рано начинала осваивать трудное искусство быть сильной женщиной в стране, где малое количество декора символизирует ужасный порок — бедность. Когда-то аскетичные европейцы выдали на-гора постулат «хороший вкус — это ничего лишнего». Отличный вкус в странах Магриба выражается совсем другими категориями. Если вы богаты, у вас однозначно замечательный вкус, так что носите всё, чем можете похвастаться. И учтите, чем больше – тем лучше!

kollektiv5

kollektiv4

kollektiv7

kollektiv6

Материалы Жана Безансено, добытые в 1930-х годах, послужили основой книги «Еврейская жизнь в Марокко — искусство и традиции». Более полутора сотен страниц — восхитительные рисунки магрибской одежды и украшений, воспринимаются как этнографическое сокровище.

pickture5

pickture2

pickture6

pickture8

pickture44

pickture7

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв