«Модерновые» броши для корсажа

Ар нуво, корсажная брошь «Цикламен», 1900

Ар нуво, корсажная брошь «Цикламен», 1900

Новый XX век вплотную подобрался к человечеству. На мир навалились Первая мировая война, футуризм, феминистические движения. Коснулись перемены и ювелирных украшений. Их стали делать не только для праздных людей. Теперь самые модные броши — простенькие булавки на плече или отвороте костюма женщины делающей карьеру.

Дамы остригли волосы, укоротили юбки, удлинили каблуки и если вечером все-таки надевали макси, то дерзкая шлица демонстративно открывала ногу до подвязки. Ушел в небытие корсет – непременная деталь девятнадцатого века. А вместе с ним почти исчезло традиционное украшение — его неотъемлемая часть.

Ар нуво, корсажное украшение «Жасмин», 1901

Ар нуво, корсажное украшение «Жасмин», 1901

С одной стороны продолжали существовать именитые создатели драгоценностей, работавшие для неприлично богатых заказчиков, вручную, не допуская копирования. С другой, появились ювелиры, которые придумывали массовые украшения на каждый день, доступные любым кошелькам, что стало возможно благодаря промышленному производству.

Рене Лалик, Париж, 1903-05

Рене Лалик, Париж, 1903-05

Альфонс Муха и Жорж Фуке

Корсажная брошь, Альфонс Муха

Корсажная брошь, Альфонс Муха

Альфонс Муха — чешский художник, один из основоположников стиля модерн или ар нуво. Поиск новых форм, материалов, художественных приемов, дал жизнь такому «малоценному» сырью как стекло, дерево, кость, рог, недорогие камни, эмали. На первый план вышли краски, а бриллианты стали совсем незаметными. Иногда недоброжелатели ворчат, мол украшения ар нуво буйством цвета напоминают бижутерию.

Афиши Альфонса Мухи для спектаклей с Сарой Бернар

Афиши Альфонса Мухи для спектаклей с Сарой Бернар

В Париже в 1889 году Муха бросил занятия серьёзной живописью и устроился в театр где играла Сара Бернар. Художник зарабатывал созданием афиш, плакатов, приглашений. Известность принесла афиша к спектаклю «Жисмонда». Сара Бернар была восхищена и стала покровительствовать неизвестному художнику.

Сара Бернар в сценическом костюме. В украшениях недостатка нет

Сара Бернар в сценическом костюме. В украшениях недостатка нет

Великая Бернар любила украшения, заказывала их для полноты образа на сцене, они дружно присутствовали на ее афишах. Мухе не хватало ювелирного образования и он начал самостоятельно изучать историю костюма. Пройдет немного времени и этот художник будет делать эскизы украшений на заказ.

Французские ювелиры

Жорж Фуке, корсажное украшение, жемчуг, эмаль

Жорж Фуке, корсажное украшение, жемчуг, эмаль

Гордость Парижа три мастера стиля ар нуво — Жорж Фуке, Рене Лалик и Анри Вевер. Лалик делал эскизы сам, у Вевера рисовальщиком работал Грассе, а Фуке (по совету Сары Бернар) пригласил Муху. После того как Фуке представил коллекцию по эскизам Мухи, равнодушных не было!

Жорж Фуке, корсажная брошь, 1902

Жорж Фуке, корсажная брошь, 1902

Вот только мнение о работах разделилось. Одни упрекали гранд-мастера в отсутствии связи с модой и какой-то неуклюжей эклектике.

Альфонс Муха, корсажная брошь Сары Бернар

Альфонс Муха, корсажная брошь Сары Бернар

В качестве примера приводили корсажную брошь Сары Бернар. Но была и другая точка зрения – в новых работах подкупала свежесть решений, материалов, удивительное соединение непохожих техник. Успех тандему Муха-Фуке сопутствовал на нескольких Всемирных выставках, начиная с Парижской 1900 года.

lflikredpoppi

Рене Лалик, корсажная брошь-подвеска «Красные маки»

Время – лучший судья. Сегодня сторонники «высокого искусства» выражают восхищение неординарностью мысли и изяществом украшений в стиле модерн.

Рене Лалик, Корсажная брошь-подвеска «Маки»

Рене Лалик, корсажная брошь-подвеска «Маки»

Рене Лалик — гений ар нуво, поразивший искушенный мир необычностью видения и особым вдохновением.

Рене Лалик, корсажная брошь «Павлины». Лиссабон, музей Калуста Гульбенкяна

Рене Лалик, корсажная брошь «Павлины». Лиссабон, музей Калуста Гульбенкяна

Не было предмета, который не заставил бы Рене взяться за карандаши и кисточки. Лалик рисовал всё — эскизы драгоценностей и хрустальные вазы, титульные листы книг и обстановку в доме друга и мецената Калуста Гульбенкяна (рьяного коллекционера произведений Lalique).

Рене Лалик, корсажное украшение «Скарабеи», 1899

Рене Лалик, корсажное украшение «Скарабеи», 1899

Это действительно было новое слово в создании драгоценностей. Моделями ювелиру служили не самые «обаятельные» насекомые — саранча, муравьи, пчелы, осы, стрекозы. Непривычно для того времени, но драгоценные металлы выступали на равных с менее ценными, на первом плане ошеломительно крупные яркие камни, часто — резные.

Рене Лалик, эскиз и украшение «Анемоны»

Рене Лалик, эскиз и украшение «Анемоны»

Рене Лалик оставил множество нереализованных эскизов украшений. Мастер делал их в надежде когда-нибудь воплотить замысел в вечное. Эти рисунки сохранились до нашего времени, тщательно выполненные художником во всевозможных проекциях. Они свидетельство совершенства его работ, скрупулезной точности и редкого вдохновения.

Рене Лалик, Корсажное украшение «Женщина-стрекоза»

Рене Лалик, Корсажное украшение «Женщина-стрекоза»

Тонкие образы насекомых, животных, людей в драпировках из воздушных тканей и материалы, которые под его руками необычайно органично соединяют реальность и вымысел.

Рене Лалик, Корсажное украшение «Женский танец», 1890

Рене Лалик, Корсажное украшение «Женский танец», 1890

У Рене Лалика женщина – центр Вселенной, в которой всё остальное (мужчины, животные, растения) — лишь элементы. В гармонии, соединяющей тысячу творческих начал, замешано бесконечное обновление природы. Удивительно, но при такой фантасмагории Лалик умудрялся сохранять естественность.

Finita la…

Делают ли сегодня корсажные украшения? Да! Дизайнер Микель Хикман создал современное корсажное украшение из бисера.

kraftmikelhikman

Микель Хикман, фирма Крафт

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв