Наполеон, Жозефина и украшения. Коронация

portretvenok

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Он обожал ювелирный стиль «а-ля  Цезарь» с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен: не терпит серебра, его оправа — платина и восемнадцати каратное золото украшенное элитными камнями — бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами.

Коронация

Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал стране: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа». Кого-то напоминает…

Наполеон, коронация

Наполеон, коронация

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Ей предшествовала серьезная подготовка. К празднику в стиле Цезаря по всему Парижу окна богачей завесили знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались на сквозняках разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные минувшей революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Римской Империи.

Наполеон, коронация

Наполеон, коронация

И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике расшитой золотом и Жозефина в белом атласном платье с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия вышитая золотыми пчелами весила восемьдесят фунтов, её услужливо поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка: во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», тут Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе — он сам знает, что делать дальше, и тут же собственноручно короновал себя и Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII ничего не оставалось как кисло объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Увенчанные крестом четыре золотые пластины были  украшены драгоценными камнями, а позднее — большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий возводила на трон французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Копия короны Наполеона «Лавровый венок»

Копия короны Наполеона «Лавровый венок»

Наполеон, как давний поклонник Римской империи, лоббировал все относившееся к тому времени и месту. Он спал и видел: римские императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Французские ювелиры спешно ковали золотой лавровый венок. Символ доблести обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный Исабеем

Подлинный лист сохраненный Исабеем

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог постичь её пропорции. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина

Нито, тиара Жозефины

Нито, тиара Жозефины

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. А Наполеон будет безостановочно покупать новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои».

Тиара Жозефины сбоку. Сравните с той, что на картине

Тиара Жозефины сбоку. Сравните с той, что на картине

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир (основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году) изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и ещё пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) к началу декабря 1804 года.

koron

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Покрасовался, снял, и «запросто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к стоящей на коленях Жозефине и поднял корону над её головой. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, а ее фотографии свидетельствуют, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами — обе короны тут присутствуют.

Жозефина на троне

Жозефина на троне

Картина

Энгр, Наполеон на троне, 1806

Энгр, Наполеон на троне, 1806

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьёзный заказ серьёзного человека, без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид  писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля). Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности… Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.

Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора коронующим Жозефину. Повторяю: это была редкая наглость.

Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Картина Давида — вольный полёт фантазии. Император хотел непременно видеть на полотне мать, которая была обижена на него и находилась во время коронационных торжеств в Риме. Послушный Давид изобразил Летицию Рамолино в центре. Сегодня гигантское полотно находится в Лувре, галерея Денон.

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв