Несуетные финтифлюшки

Гарри Бертойя

Гарри Бертойя

В конце 1990-х Селия Бертойя обнаружила в пенсильванском имении отца большую коллекцию клеммташей с монетами, старательно собранную Гарри. Селия вспоминает абсолютную естественность отца в работе: «Металл у него в крови. Наблюдалась редкая близость к металлу, он дотошно узнавал качества каждого сплава, ещё когда только учился делать украшения».

Селия Бертойя

Селия Бертойя перед скульптурой отца

Эксперименты с украшениями в Кранбруке, в начале 1940-х годов, комментирует та же Селия: «Ювелирные изделия служили основанием, своеобразным учением, иллюстрирующим свойства металла, в чём нуждался отец. Некоторые украшения стали предшественниками более поздних скульптурных работ.

Брошь "сетка с галькой"

Брошь «сетка с галькой»

Ювелирка под авторством Бертойя начиналась с проволочных брошей, похожих на сетки с галькой (или драгоценными камнями) внутри. Чем-то это напоминает стулья из проволоки».

Кольцо Селии Бертойя

Кольцо Селии Бертойя

У Селии Бертойя есть значимое кольцо — простое серебряное. Пришло нестандартно. Селия живёт в Боземане, Монтана. Около пяти лет назад приняла решение работать над наследием Гарри Бертойя и поместила объявление в местной газете.

Серебряная подвеска и дочь Селия Бертойя

Серебряная подвеска и дочь Селия Бертойя

selia5

Позвонила женщина, поинтересовалась, какое отношение Селия имеет к Гарри Бертойя, когда узнала, с нею говорит дочь, рассказала, шестьдесят лет назад брала ювелирные уроки у мастера в Кранбруке. Теперь ей восемьдесят, нет наследников. В классе Гарри показывал технику литья и сделал кольцо, которое ученица бережно хранит, но готова отдать: «Не собираюсь жить слишком долго, хочу подарить эту вещь семье». При встрече женщина подала кольцо Селии, та надела — подошло идеально. С той поры дочь носит перстенёк не снимая, а попутно нянчит мысль: я на правильном пути.

Браслет Гарри Бертойя, принадлежащий Селии

Браслет Гарри Бертойя, принадлежащий Селии

Серебряный браслет

Серебряный браслет

Медный браслет

Медный браслет

Бертойя делал «живые» украшения — броши, браслеты, кольца, ожерелья, подвески, ковал из любого металла, какой только случался в его ведении. Особенно любил золото, но охотно использовал серебро, медь, алюминий, эбеновое дерево, пластик. В работах одержимого Гарри оживала даже хлопчатобумажная нить, прорастал «органический дизайн».

Подвеска, 1938

Подвеска, 1938

necklace601

Высокопоставленные дамы Блумфилд-Хиллз демонстрировали абстрактные броши и негабаритные подвески мастера Бертойя всякий раз, когда дресс-код события допускал нестандартные украшения.

Обручальное кольцо Бертойя

Обручальное кольцо Бертойя с его клеймом

Для себя Бертойя придумал квадратный обручальный перстенёк, обручалку для друга Рэя Имса, школьные кольца для выпускников Kingswood в 1942-ом.

Брошь

Брошь

brooch415

brooch419

Ранние ювелирные изделия, созданные в период обучения в Кранбруке, сегодня востребованы особенно, но и украшения, придуманные Гарри в конце 1940-х, не менее очаровательны. Большая часть ювелирки Бертойя родилась с 1937-го по 1943-й. Более ранние произведения датируются периодом между 1934 и 1936 годами.

Брошь

Брошь

brooch407

brooch411

В Калифорнии с 1944 по 1950 годы, плотно занимаясь скульптурой, в свободное время Гарри Бертойя не забывал делать знаменитые «живые» украшения. Его ювелирка выставлялась вместе с украшениями Александра Колдера в Музее современного искусства, в Центре искусств Уокера.

brooch410

brooch416

brooch418

С той поры, как Бертойя занялся дизайном стульев в 1950 году, ювелирные работы резко сократились. Только семейное торжество или день рождения любимой Бригитты подвигали занятого Гарри сотворить милую вещицу для жены.

pendant400gong2

pendantsilver2gong

pendantsilver2gong2

pendantsilver3

В 1975-ом начинается ренессанс украшений Бертойя, автор разработал новую линию ювелирных изделий, ориентированную на медалеобразные подвески, драматические браслеты, висячие броши.

Серебряная подвеска

Серебряная подвеска

Подвеска "Гонг"

Подвеска «Гонг»

Подвеска, серебро

Подвеска, серебро

Поклонница Гарри из Норвегии — Кари Бернтсен надеялась создать совместную линию украшений ограниченного тиража, но Бертойя умер до реализации проекта. Ныне фонд Harry Bertoia предлагает современные аналоги (его ограниченно тиражированных ювелирных изделий) в специализированном магазине. А вот оригиналы доступны лишь в галереях, изредка на аукционах.

pendantsilver

Брошь, 1942

Брошь, 1942

brooch408

Брошь, 1947

Брошь, 1947

Среди разнообразных брошей Гарри особой популярностью пользуются проволочные клетки с камешками — прообраз странных космических существ. Бертойя делал подобные скульптуры, которые, невзирая на материал исполнения — металл, несли в себе нечто органическое, живое. На первый взгляд невозможно определить, что же это такое, но всё выглядит очень естественно.

Скульптура и брошь

Скульптура и брошь

Брошь, подсказавшая скульптуру

Брошь, подсказавшая скульптуру

Серебряная брошь 1941 года и скульптура

Серебряная брошь 1941 года и скульптура

В ювелирке и скульптуре Гарри много общего. Можно сказать, Бертойя делал украшения, словно вещи с подробностями, только меньшего масштаба, какими легко манипулировать. Однако, драгоценности мастера игривы, в отличие от стульев, фигур. Скульптура несёт восторг, а ювелирные изделия (по мнению специалистов) выражают его же, но проще, примитивнее. По сути впечатляющие монументальные скульптуры отличаются от ювелирных изделий только величиной.

Серебряная подвеска, Кранбрук

Серебряная подвеска, Кранбрук

Подвеска сделанная в Кранбруке

Подвеска сделанная в Кранбруке

Кранбрук, 1940-е

Кранбрук, 1940-е

Кранбрук, 1942

Кранбрук, 1942

Бертойя ничего не подписывал, кроме работ, сделанных во время учёбы. Причина: считал ювелирку средством для творческих поисков, прелюдией скульптуры. Ставить имя в качестве привлекающей подписи, ему было скучно. Мастер не удостаивал чаяния поклонников (если устроители выставок не требовали имени) и объяснял: каждый зритель вправе интерпретировать украшение по-своему.

Брошь Гарри Бертойя

Брошь Гарри Бертойя

brooch602

brooch603

Броши, 1941

Броши, 1941

Именно в ювелирных изделиях очевидны попытки Гарри Бертойя проникнуть в эстетику и композиционную технику. Ранние ювелирные изделия Бертойя (первое десятилетие карьеры) — исследование формы, размеров, структуры. Творческое видение полностью выкристаллизовалось только в поздних работах.

Колье Гарри Бертойя

Медное колье Гарри Бертойя

Серебряное колье

Серебряное колье

necklace603

Деревянное колье

Деревянное колье

Броши, браслеты, ожерелья — свидетельство первых путешествий художника-ремесленника в абстракцию, биоморфизм, они утверждают Бертойя, как пионера американского ювелирного искусства и мастера высокой моды в области украшений.

Брошь, Кранбрук

Брошь, Кранбрук

Парные броши Бертойя

Парные броши Бертойя

Брошь, Кранбрук

Брошь, Кранбрук

Его ювелирные изделия — почти скульптура, которую можно носить на теле, его модернистские работы — застывшая музыка. Ювелирка Бертойя словно бесконечная абстракция, небрежно порождённая природой, наводящая на мысли о колосящихся полях, падающих звёздах, немыслимых растениях, всегда с разной интерпретацией масштаба, цвета, движения, звука.

Скульптура "Золотое дерево", 1960-е

Скульптура «Золотое дерево», 1960-е

Разносторонний Гарри Бертойя был не только мастером по металлу, но и дизайнером мебели, скульптором, гравёром, художником. Его не заботили барьеры, предполагаемые между искусством и ремеслом, красотой и функциональностью, творчеством и коммерцией, мастер уравновешивал тонкое эстетическое видение практичными дизайнерскими решениями. И на этом простом фундаменте Гарри Бертойя строил свою плодотворную жизнь.

Браслет

Браслет

Медное ожерелье

Медное ожерелье

Колье и браслет

Колье и браслет

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв