Пальчиковые игры

011Моё окружение балуется колечками победно сидящими на средней фаланге пальца. Современное предложение… Ан нет. Начиная с эпохи Возрождения, дамы хвастались подобными аксессуарами. И не только дамы.

Карл Лагерфельд

Карл Лагерфельд

Однажды креативный директор бренда Баленсиага Николя Гескьер в очередной коллекции представил милые золотые колечки на непривычном суставе. И пошло! Сам Карл Лагерфельд подхватил идею и заявил, колец на средней фаланге не может быть много.

modern2

Такие кольца нравятся дерзким. По-английски зовутся mid-finger ring или knuckle ring. На первый взгляд присутствует ощущение: при носке придётся ловить эти украшалочки. Но ведут они себя достойно — сидят там, куда пригласили.

Неизвестный флорентийский художник. Портрет молодой женщины

Неизвестный флорентийский художник. Портрет молодой женщины

Рафаэль. Портрет Маддалены Дони, 1506

Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1506

Портрет Бианки Сфорца, дочери Лодовико Моро, 1500

Портрет Бианки Сфорца, дочери Лодовико Моро, 1500

Оказывается, так же не прочь были подерзить и пять веков назад. Рекордсмены по увековечиванию колец на средней фаланге — фламандские живописцы. Но руки приложили и англичане, и итальянцы — гордость Ренессанса.

Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская, 1445-50

Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская, 1445-50

Елизавета Йоркская, 1530

Елизавета Йоркская, 1530

Такую прелесть носили горожанки Брюгге и английская консорт-королева Елизавета Вудвилл, средний класс Брюсселя и герцогиня Бургундская.

Элизабет Вудвилл, 1463

Элизабет Вудвилл, 1463

Элизабет Вудвилл, жена короля Эдуарда IV

Элизабет Вудвилл, жена короля Эдуарда IV

Элизабет Вудвилл, жена короля Эдуарда IV

Элизабет Вудвилл, жена короля Эдуарда IV

Картины выдают северную Европу как поклонницу «ниспадающих» перстеньков. Портреты Элизабет Вудвилл (1437-1492) голосуют за милое колечко на среднем суставе мизинца правой руки. Супруга английского короля Эдуарда IV была поклонницей забавных перстеньков, о чём свидетельствуют многочисленные портреты.

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1485

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1485

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1480

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1480

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1485-90

Ханс Мемлинг. Портрет молодой женщины, 1485-90

Из фламандцев особо налегал на изображение колец на средней фаланге живописец второй половины XV века Ханс Мемлинг (1433/35-1494). Не по собственной инициативе, того требовала мода.

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины в красной шапке, 1470

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины в красном колпаке, 1470

Ханс Мемлинг. Антоний, бастард герцога Бургундии

Ханс Мемлинг. Антоний, бастард герцога Бургундии

Немец по происхождению, Ханс родился в Гессене, учился в Кёльне, работал в Брюгге (здесь находится музей носящий его имя). Около 1459-60 приехал в Нидерланды.

Рогир ван дер Вейден. Портрет Джона, герцога Клевского

Рогир ван дер Вейден. Портрет Джона, герцога Клевского

Рогир ван дер Вейден. Портрет Филиппа де Круа

Рогир ван дер Вейден. Портрет Филиппа де Круа

Рогир ван дер Вейден. Портрет женщины в крылатом чепце

Рогир ван дер Вейден. Портрет женщины в крылатом чепце, 1445

Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины, 1464

Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины, 1464

В Брюсселе Мемлинг несомненно учился у Рогира ван дер Вейдена, отчётливо прослеживается влияние его картин. Кольца на среднем суставе тоже присутствуют, что говорит о фламандских женщинах, как о стойких любительницах knuckle rings. Да и мужчины не отказывали себе в удовольствии блеснуть кольцом на среднем суставе. Мемлинг донёс до потомков историческую правду: кольца на центральной фаланге носили от младости до старости, мужчины и женщины.

Ханс Мемлинг. Портрет пожилого мужчины, 1470

Ханс Мемлинг. Портрет пожилого мужчины, 1470

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины со стрелою, 1480

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины со стрелою, 1480

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины на лоджии

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины на лоджии

Ханс Мемлинг. Молодой человек за молитвой, 1475

Ханс Мемлинг. Молодой человек за молитвой, 1475

Картины Мемлинга тяготеют к духовным сюжетам. Но его же кисти принадлежат портреты богатых горожан и горожанок Брюгге. Это на их пальчиках можно разглядеть предмет нашего интереса.

Ян ван Эйк. Портрет мужчины с гвоздикой, 1435

Ян ван Эйк. Портрет мужчины с гвоздикой, 1435

И художник чуть постарше, Ян ван Эйк (Jan van Eyck) не обошёл вниманием данный момент. На его портретах кольцами на среднем суставе балуются мужчины. Перед вами такой: с крестом, колокольчиком, гвоздикой и широким кольцом на безымянном пальце.

Бернхард Штригель. Портрет женщины, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Бернхард Штригель. Портрет женщины, 1460-1528. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Немецкий художник Бернхард Штригель (Bernhard Strigel) писал картины на священные сюжеты, но прославился выразительными портретами современников (1460-1528).

Лоренцо Лотто. Портрет Лючины Брембати

Лоренцо Лотто. Портрет Лючины Брембати, 1506

Портрет беременной Лючины Брембати написан в 1506 году, а вот специалистам известен с 1882-го, когда Академия Каррара приобрела его в частной коллекции. Картина принадлежит кисти итальянского ренессансного художника Лоренцо Лотто. Искусствоведов поразил ребус из букв и символов: луна в верхнем левом углу с надписью «CI» — намёк на имя Лючина; в кольце на левом указательном пальце специалисты разглядели герб рода Брембати. Лючина беззастенчиво демонстрирует богатство, одежда украшена позолоченными лентами, драгоценные камни, многорядное ожерелье из жемчуга. Солирует подвеска в виде рога, а ведь такая вещица имела довольно прозаическое назначение: служила зубочисткой. Тут же присутствует головка таксидермированной ласки. Пушной зверёк прикован золотой цепью. По мнению итальянских учёных, ласка символизирует супружескую верность. Да, дефицит ласки всегда ощутим…

Доменико Гирландайо. Портрет молодой женщины, 1490

Доменико Гирландайо. Портрет молодой женщины, 1490

Маркус Гирертс. портрет неизвестной

Школа Маркуса Гирертса. Портрет неизвестной

frafilippo

Маэстро де Балдракани. Женский портрет

Лукас Кранах. Три саксонские принцессы - Сибилла, Эмилия, Сидония (мизинец правой руки), дочери герцога Генриха Фроммена

Лукас Кранах. Три саксонские принцессы — Сибилла, Эмилия, Сидония (нам интересен мизинец правой руки), дочери герцога Генриха Фроммена

В 1400-х годах драгоценности честно говорили о богатстве. Кольца — самые маленькие ювелирные изделия, в век несовершенных инструментов стоили больших денег. Своего рода реклама достатка и намёк: чем больше колец, тем меньше вероятность, что владелец работает руками; кольца на среднем суставе не преминут соскользнуть при замесе хлеба или стирке белья.

011122

Генри V, король Англии (1387-1422)

Генри VI

Генри VI

Король Генри VI

Король Генри VI

Постаревший Генри VI не изменял колечкам на среднем суставе

Постаревший Генри VI не изменял колечкам на среднем суставе

Генри VI

Генри VI

Артур принц Уэльский, около 1500

Артур принц Уэльский, около 1500

И обратите внимание, в эпоху Возрождения на среднем суставе нередко красуется по два колечка. Прямо скажем, не мелочились.

Россо Фьорентино. Портрет молодого человека

Россо Фьорентино. Портрет молодого человека

Ханс Бургкмайр. Портрет Ганса Шелленбергера, 1505

Ханс Бургкмайр. Портрет Ганса Шелленбергера, 1505

Франчабиджо. Портрет мужчины с чётками, 1525

Франчабиджо. Портрет мужчины с чётками, 1525

Портрет мужчины в тюрбане. Нидерланды, 1425-50

Портрет мужчины в тюрбане. Нидерланды, 1425-50

Если мода пятивековой давности по душе, вперёд, в магазины. А пока можете поиграть маленькими серебряными колечками дочки.

modern0

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв