Ювелир – старинная профессия. Серьёзная стоимость драгоценностей во все века считалась отличным вложением денег. Владение ювелирным ремеслом обеспечивало, с одной стороны, заманчивую возможность созидания, с другой — грозило опасностью не угодить сильным мира сего или стать жертвой грабителей.

Лоренцо Лотто. Тройной портрет ювелира, 1525-35
Итальянские художники Возрождения не уступали фламандским. Италия — проверенная веками созидательница прекрасного.

Лоренцо Лотто. Портрет ювелира Джованни Пиетро Кривелли, 1509-10
Лоренцо Лотто (1480-1556) – неординарный венецианский живописец. Непонятый современниками художник отправлялся путешествовать в поисках заказчиков, способных осмыслить и оценить его работу. Ни в чём не шёл на компромиссы, за что был осмеян и забыт. Только в конце XIX века Лотто открыли вновь. Теперь искусствоведы не представляют итальянского Ренессанса без удивительных полотен, спаявших реализм мелочей с пафосом иллюзорности.

Лоренцо Гиберти — ювелир
Лоренцо Гиберти (1378-1455) – флорентийский скульптор и ювелир, один из самых образованных людей Возрождения. Его отчим — мастер по золоту, обучил юного пасынка ювелирному ремеслу. Позднее Лоренцо станет скульптором. Особо знаменит рельефными бронзовыми дверями для флорентийского баптистерия. Когда Микеланджело увидел впервые это творение Гиберти, воскликнул: «Они так прекрасны, что годятся для дверей рая». Потому прозваны «райскими» и скопированы В. П. Екимовым для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Из ювелирных трудов Лоренцо Гиберти прославилось золотое обрамление античной сердоликовой камеи «печать Нерона» и драгоценная митра папы Евгения IV (золото, жемчуг, дорогие камни).

Сандро Боттичелли — ювелир. Автопортрет
Сандро Боттичелли (1445-1510) — итальянский живописец, скульптор, ювелир, входил в число придворных художников Лоренцо Великолепного. Его гений украсил фресками стены капеллы Сикста IV в Риме.

Филиппо Липпи. Портрет Сандро Боттичели
Позднее Боттичелли примкнул к реформатору Савонароле и встал в оппозицию к Папе Римскому и Медичи. Мятежный монах увлекался нравственным преобразованием Флоренции: мечтал превратить прекрасный город в огромный монастырь.

Современная брошь с миниатюрной копией картины Боттичелли
Джироламо Савонарола провозгласил королём Флоренции Иисуса Христа, женщины поснимали украшения и богатые платья.

Женщины и их украшения на картинах Боттичелли
Поддался идеям Савонаролы и художник Боттичелли: сжёг компромат — собственные произведения по античным сюжетам. На площади Синьории «костры тщеславия» очищали жизнь от скверны: горели картины, книги, одежда, украшения… В 1935 году, в похожей ситуации Иосиф Сталин скажет: «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Бенвенутто Челлини. Автопортрет
Бенвенутто Челлини (1500-1571) — итальянский ювелир, живописец, скульптор эпохи Возрождения. Его «Автопортрет» — изображение ювелира.

Венецианские любовники (Бенвенутто Челлини)
Отец Бенвенутто (мастер скрипичных инструментов) хотел видеть сына музыкантом, но подросток в 1513 году самовольно нанялся учеником к ювелиру Брандини. Задиристый Челлини частенько участвовал в драках между ювелирами, за что дважды изгонялся из родной Флоренции. Осел в Риме. Почти все созданные им украшения того периода позднее были переплавлены. В 1531 году Челлини убил римского ювелира (месть за брата), затем бежал в Неаполь, где покончил ещё с одним ювелиром, узнав, как плохо тот отозвался о нём при папском дворе. Зная скандальный характер Бенвенутто, никто не хотел брать непримиримого борца с окружением на работу.

Парис Бордоне. Портрет ювелира (Бенвенутто Челлини)
После исполнения портретной медали, король Франциск I всё-таки принял Челлини на французскую службу. Когда Бенвенутто вновь появился в Риме, был обвинён в краже папских драгоценностей и арестован; ему чудом удалось бежать. С 1540-го жил в Фонтенбло при французском королевском дворе. Здесь сотворил единственное дошедшее до нас ювелирное изделие — большую солонку короля Франциска I.

Бенвенутто Челлини. Золотая солонка Франциска I
В 1556 году Челлини опять попал в тюрьму за очередную драку с ювелиром. Времени даром не терял, под домашним арестом написал автобиографию на века прославившую драчуна и забияку. Скончался в родной Флоренции, похоронен с почестями в церкви Благовещения.

Якопо Понтормо. Портрет ювелира, 1517-18
Каруччи Якопо, происходивший из местечка Понтормо (1494-1556) — последний крупный живописец флорентийского Ренессанса учился у самого Леонардо да Винчи. Якопо Понтормо с 1507 года жил и работал во Флоренции и окрестностях. Здесь в 1517-18 годах написан «Портрет ювелира».

Маттео да Сиена. Портрет ювелира, Смоленский государственный музей-заповедник
Маттео ди Джованни или Маттео да Сиена (1430-1495) родился и вырос в Борго Сан-Сеполькро. В 1452-ом имя художника появилось в документах города Сиена. К 1470-му Маттео ди Джованни уже достаточно известный тосканский художник. Его алтарные картины прекрасны, но Маттео замахивается на портреты. Один такой судьба занесла в гостеприимную Россию. Ренессансный портрет молодого человека прописался в Смоленском музее-заповеднике. Специалисты полагают, занятие юноши — ювелирное дело, но мнения расходятся. Учёные голоса поют про возможный свадебный портрет и попутное хвастовство достатком, извиняющее неудовлетворительную знатность жениха.

Франческо дель Косса. Портрет мужчины с кольцом, 1472-77, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Художник Франческо дель Косса (1435-1477) немало потрудился в Ферраре. Обиженный низкой оплатой за роспись палаццо Скифанойя, в начале 1470-х отправился жить и работать в Болонью. Там написал знаменитый «Портрет мужчины с кольцом» на фоне фантастического пейзажа. Картина признана принципиально новым портретом с «говорящей» фигурой. Кольцо портретируемого (как вы уже догадались) указывает на профессию ювелира.

Гирлянда в волосах
Итальянский художник Доменико Гирландайо (1449-1494) родился в семье ювелира Томмазо Бичарди. Был отдан отцом в обучение златокузнечному делу. Томмазо — мастер виртуозный, ковал серебряные подношения для обители Аннунциаты и светильники для монастырской капеллы.

Украшение причёски
Искусного синьора Бичарди можно назвать дизайнером. Женские причёски того времени оживляли бусы, броши, ленты… Ювелир соединил весь декор в единое украшение и получил, ставшую невероятно модной, гирлянду для волос. Благодарные флорентийки подарили поднаторевшему в своём ремесле гирляндщику прозвище, ставшее фамилией его сыновей и внуков — Гирландайо.

Ридольфо Гирландайо. Портрет ювелира, 1515
Доменико, рождённый стать мастером золотых дел, обучался семейному ремеслу без всякой охоты, при этом бесконечно рисовал: все входящие в ювелирную мастерскую «попадали на карандаш». В конце концов он освоил профессию ювелира, но серьёзные успехи в живописи определили иной путь. Так началась знаменитая художественная династия. «Портрет ювелира» написан не Доменико, а его племянником Ридольфо Гирландайо (1483-1561) в 1515 году. По мнению искусствоведа Серены Падовани «выражение молодого человека сконцентрировано на украшении, он держит драгоценность, повернув «лицом» к себе, зритель может видеть только часть оборотной стороны; наверное, ювелирный объект имел сентиментальную ценность, а не намёк на торговую сделку».

Ридольфо Гирландайо. «Портрет ювелира», деталь
Портреты ювелиров редко писали великие мастера, это случалось, если златокузнецы становились по-настоящему знамениты. Возможно, картина заказана богатым, благодарным клиентом, а может быть, Гирландайо просто играл со светом и тенью, выявляя, как проявит себя украшение.

Франчабиджо. Портрет ювелира, 1516
Франческо ди Кристофано Биджи, прославившийся как Франчабиджо (1482-1525), был человеком талантливым и эмоциональным. При росписи флорентийской церкви Санта-Аннуциата-де-Серви художник разбил молотком собственную фреску «Обручение Марии», лишь потому, что монахи раньше времени увидели его работу. На замечательном «Портрете ювелира» кисти Франчабиджо изображён Микеланджело ди Вивиано — семейный ювелир герцогов Медичи. Вивиано считали самым искусным флорентийским ювелиром: изумительно крепил драгоценные камни и обладал редкой фантазией при созидании украшений.

Франчабиджо. «Портрет ювелира», деталь
«Портрет ювелира» показывает тестирование одного из нескольких золотых колец на чёрном пробирном камне. Цвет полосы выдаёт пробу золота. Тогда мало внимания уделяли обработке драгоценного сырья или дизайну, больше ценилась чистота золота и камня. Портреты ювелиров — достаточно редкое явление в истории. Златокузнец – слуга. Неизвестно, картина написана великим мастером по заказу семьи Медичи или самого натурщика? Но безусловно портрет свидетельствует, Вивиано был именитым мастером в своём деле.

Паоло Веронезе. Портрет ювелира Йохана Якоба Кёнига, 1575-80
Видный живописец венецианской школы Паоло Калиари, пятый сын скульптора Габриеля Калиари, родился в Вероне. Прославился как Паоло Веронезе (1528-1588), то есть веронец. Расписывал церковные приделы, но в 1573-ем к нему придрался суд инквизиции. Веронезе вынужден был исправить некоторые фигуры на своих картинах. Награда высока: оправдан оголтелыми инквизиторами.

Ханс фон Аахен. Портрет Якопо Биливерти, 1585
Ханс фон Аахен (1552-1615) — немецкий художник, представитель маньеризма. Живописи обучался в Германии и Италии. В 1585-м написал «Портрет Якопо Биливерти» — известного ювелира. Основы профессии фламандец Жак Биливелт постигал в Аугсбурге, в 1573 году переехал из Нидерландов в Италию и начал работать при флорентийском дворе как Джакомо Биливерти. Ювелир создавал драгоценности для семьи Медичи, включая корону герцога, возглавлял Кабинет драгоценностей и управлял художественной коллекцией Фердинандо I де Медичи. На портрете фон Аахена Биливерти никак не демонстрирует профессиональную принадлежность — полное фиаско колец и цепей.

Витторе Гисланди. Портрет ювелира, 1730-43
Витторе Гисланди по прозвищу фра (брат) Гальгарио (1655-1743) — итальянский живописец эпохи рококо, был сыном художника. Известен выразительными портретами. В 1717 году избран членом Академии Клементина (Accademia di Belle Arti di Bologna). В 1702-м вступил в орден минимов, последние годы провёл в Бергамо в монастыре Гальгарио. Отсюда и прозвище.

Искушение
Такие разные мастера и портреты… Каждый ювелир предъявляет миру собственное украшение. К сожалению, драгоценности ушли в небытие — перелиты, переплавлены. Похоронены идеи. Но родились новые мастера, наследники старой школы. Сегодня ювелирная индустрия Италии — самая передовая в мире.

Карел Шкрета. Портрет ювелира Дионисио Мизерони с семьёй, 1653, Прага, Национальный музей
Первобытный человек, просверливший жемчужину – ювелир; его жена, повесившая ракушки на жилы – дизайнер. Нет времени или страны без ювелирного дела, человек всегда любил украшаться.

Том Ринг Людгер. Портрет ювелира из Брауншвейга Дитрича Костеде, 1570

Чарлз Уилсон Пил. Джеймс Пил рисующий миниатюру, 1795

Джон Колли. Портрет Пола Ревира, 1768
Пол Ревир (1734-1818) — американский мастер серебряных дел во втором поколении. Прославился как герой Американской революции. Отец Пола — Аполлос Ривуар приехал с семьёй в Бостон в 1715 году. Тринадцатилетним подростком отдан в ученики к известному ювелиру Джону Кони. Пройдут годы, Аполлос станет хозяином ювелирной лавки торгующей серебром, женится на девушке из состоятельной семьи Деборе Хитчборн, родит двенадцать детей. Лавку отца унаследует Пол Ревир. Экономический кризис сделает из добропорядочного ювелира революционера.

Ювелир
Ювелиры сродни художникам. Созидание красоты не каждому по силам. В прошлые века в Европе поступали в ученики ещё детьми, потом долгие годы не имели права на самостоятельное дело.

Никола де Ларжильер. Портрет французского ювелира и путешественника в страны Востока Жана-Батиста Тавернье
В восточных странах ювелиров в разы больше. Неудивительно, азиаты и африканцы голосуют за обильный декор. Каждый сам себе дизайнер.

Златокузнецы за работой, Багдад, 1901