Пять столетий броши. Часть I

Франс Поурбус Джованне, портрет Марии Медичи, 1600, Франция

Франс Поурбус Джованне, портрет Марии Медичи, 1600, Франция

Сдобная Мария Медичи – жена короля Франции Генриха IV носила на корсаже гигантскую брошь и несколько ниток жемчуга. История гримасничает исподтишка: «Эх, хорошо в стране французской жить!». А «бедные» итальянские аристократки, в той же Венеции, вынужденно ограничивали себя: приняты «законы, регулирующие расходы» и запрещено неумеренное ношение драгоценностей. Богатые тоже плачут!

Уцелевшая ювелирка этого периода, пройдя через запреты, варварское превращение в драгметалл и камни, сегодня составляют гордость частных коллекций, галерей, музеев.

XVI век

Корсажная брошь в стиле "стучки гороха", 1630, Франция

Корсажная брошь в стиле «стучки гороха», 1630, Франция

В первой половине XVI века в богатых странах — Нидерландах и Испании набирает обороты ювелирное дело. Появляются ожерелья, кольца, браслеты, булавки с подвесками, которые французы позднее назовут «гарнитур».

Корсажное украшение, 1710-20. Монако, Музей резиденции

Корсажное украшение, 1710-20. Монако, Музей резиденции

До XVI века были только булавки-фибулы с сугубо утилитарной функцией – застежка на одежде. А тут изменилась их скромная роль — они стали более значительными, увеличились в размерах, назвались брошами. Да так разошлись, что «окуппировали» все части костюма от бюста до юбки, завернули на спину, взобрались на шляпу и перепрыгнули на мужскую одежду.

Король Франции Генрих IV

Король Франции Генрих IV, а по совместительству — муж Марии Медичи

Дочь Марии Медичи, XVI век, Италия

Дочь Марии Медичи, XVI век, Италия

Броши соединяли цепочками, которые колыхались при движении, нитками цветных камней, жемчугом. Через сто лет своенравные броши облюбовали корсаж. Начинали с работы статистов — фиксировали драпировку ткани. Но вовремя воспользовались прогрессивными преимуществами: эмалями, камеями и пошли дальше. Яркие, объемные, они стали значительно крупнее, заметнее. Каждая — прима!

Привилегированный свидетель всех изменений — живопись. Портреты исторических персонажей честно говорят о моде того или иного времени, государства.

Слева: корсажная брошь. Справа: королева Елизавета I, 1760

Слева: корсажная брошь. Справа: королева Елизавета I, 1760

Богобоязненные дамы XVI века крепили к поясу мелкие молитвенники, на груди носили броши с крестами.

Инфанта Изабелла, дочь короля Филиппа Испанского

Инфанта Изабелла, дочь короля Филиппа Испанского

«Яблоко», золото, жемчуг

«Яблоко», золото, жемчуг

Нередко на цепочках и поясах болтались необычные шарики, украшенные драгоценными камнями, золотом. Внутрь вкладывали тряпочку пропитанную ароматом. Такая забавная вещица называлась «яблоко». Чем милее дама, тем больше «яблочек» на поясе — подарков от восхищенных поклонников.

К началу XVII века в женскую моду вошли высокие, твердые ошейники и очень длинные ожерелья. Но особую прелесть представляли многоярусные броши на корсаже и рукавах.

Корсажное украшение с бриллиантами огранки "роза", XVIII век

Корсажное украшение с бриллиантами огранки «роза», XVIII век

Огранка камней

«Яблоко», смола, золото, изумруды, эмаль

«Яблоко», смола, золото, изумруды, эмаль

Камень, преобладавший в украшениях XVI века — бриллиант. Гранили алмазы во фламандском городе Брудж и везли в Париж.

В 1585 году в Антверпене и Амстердаме огранщики основали профессиональную Ассоциацию. До этого привычной огранкой алмазов (и других драгоценных камней) была примитивная «таблица». К тому же камень наглухо закатывали в металл.  Называлось это «камень в ночи», потому что закрытая оправа препятствовала проникновению света внутрь кристалла, лишала его игры.

 Корсажная брошь, золото, аметисты, XVII век, Франция


Корсажная брошь, золото, аметисты, XVII век, Франция

Корсажная брошь, серебро, позолота, рубины, алмазы, конец XVII века

Корсажная брошь, серебро, позолота, рубины, алмазы, конец XVII века

В XVII веке огранщики Амстердама совершили ювелирную революцию — изобрели огранку «роза». Первое украшение с бриллиантами, ограненными нидерландской «розой» — брошь проданная в Париже в 1623 году французом Петрусом Маркантом. В этом украшении полоски золота, имитировавшие листья, набраны бриллиантами огранки «таблица», а цветы — «розами».

Испания ревниво и настороженно относилась к вольнолюбивой французской моде. В иберийских драгоценностях избыточно присутствовало религиозное вдохновение. Корсажные украшения унизывались крестами и образками святых, декорировались эмалями, жемчугом, бриллиантами.

Иногда броши создавали  как декоративные элементы — без застежки, их просто нашивали на костюм. Такие украшения с драгоценными камнями, с изнанки часто были дополнительно украшены эмалями, гравировкой.

Диего Веласкес, инфанта Маргарита, 1659

Диего Веласкес, инфанта Маргарита, 1659

Корсажная брошь, Музей Аргенти, конец XVII века, Сицилия

Корсажная брошь, Музей Аргенти, конец XVII века, Сицилия

Присмотритесь к инфанте Маргарите на знаменитом портрете Диего Веласкеса. Цветочная корсажная брошь пришита к розетке из ткани.

Испания имела ощутимое влияние на Сицилию. Местные драгоценности — ожерелья, украшения для корсажа, изготовленные здесь, несли стойкий дух Иберии. Сохранилось немало интересных экземпляров.

Корсажные броши, XVII век, Испания

Корсажные броши, XVII век, Испания

Барокко

Корсажная брошь, XVIII век, Франция

Корсажная брошь, XVIII век, Франция

В начале XVII-го века авторитет Нидерландов и Испании в ювелирном деле начал угасать. На политическом и дипломатическом небосклоне утвердилась Франция и ненавязчиво начала экспортировать моду и ее предметы.

Отныне Европа чутко прислушивалась к тому, что предлагал Париж. Успехи подстегивали развитие производства. Была усовершенствована техника разноцветных эмалей. Удачно вписалось разрешение Индии на экспорт алмазов, сапфиров, рубинов. И только спрос на жемчуг, по-прежнему превышал предложение.

Оттого и не замедлил возникнуть рынок фальшивок: парижский торговец Jaquin придумал свой способ — маленькие стеклянные шарики наполнялись воском, покрывались смесью клея и чешуи рыб. Отдаленно это напоминало жемчужины.

Корсажная брошь "севинье" - "лицо" и изнанка

Корсажная брошь «севинье» — «лицо» и изнанка

Мари де Севинье

Мари де Севинье

Брошь-бант севинье

Брошь-бант севинье

Среди корсажных украшений того периода, особую популярность снискали броши-банты, называвшиеся «севинье» по имени известной французской писательницы XVII века мадам Мари де Севинье. Корсажные броши-банты задержались в моде на долгое время. Их легко было модернизировать – поменять камни, добавить камеи, жемчуг.

Иногда корсажные украшения-банты составляли гарнитур в несколько предметов, их размещали на рукавах и по всему корсажу, дополняя маленькими боковыми брошами.

Гарнитур из брошей-бантов, 1760-70, Россия

Гарнитур из брошей-бантов, 1760-70

Империя Наполеона

Корсажная брошь, Музей Полди Пеццоли, XVII век

Корсажная брошь, Музей Полди Пеццоли, XVII век

Франция, доводившая Европу до бесконечного подражания, сдала позиции в революционный 1789 год. Резко оборвалось производство украшений, закрылось Парижское общество ювелиров. Мастеров выбросили «на свалку истории». В темные годы террора, чудом уцелевшие богачи лишились всех драгоценностей. А те, что не были ограблены, сбывали все, пытаясь выжить. Кому-то удалось спрятать украшения и даже вывезти их из Франции.

Корсажная брошь, Франция

Корсажная брошь, Франция

Во всех странах окружавших мятежную республику, в большом количестве продавались французские драгоценности, порою принадлежавшие Короне. На чужбине украшения разошлись по семейным шкатулкам, были использованы как сырье — золото, ценные камни.

В 1797-ом во Франции реанимировали общество ювелиров, которое тут же столкнулось с проблемой: как создать инструмент идентификации ценных металлов и оградить покупателей от низкопробных подделок, наводнивших страну в годы революционного беспредела.

Было введено индивидуальное клеймо ювелира и разработаны три пробы золота: 750, 840, 920. Теперь каждое драгоценное изделие имело оттиск, идентифицирующий мастера и пробу.

Корсажная брошь греческой принцессы Феодоры, бриллианты, жемчуг

Корсажная брошь греческой принцессы Феодоры, бриллианты, жемчуг

Ювелирное искусство возрождалось, во многом благодаря Жозефине, славившейся чрезвычайной любовью к драгоценностям. Вместе с супругом они беззастенчиво присвоили ценности французских королей и казненных аристократов.

Робер Лефевр, Паулина Бонапарт - сестра Наполеона с корсажной брошью-камеей

Робер Лефевр, Паулина Бонапарт — сестра Наполеона с корсажной брошью-камеей

В 1810 году Наполеон, движимый желанием иметь наследника, развелся с любимой Жозефиной и вступил в брак с Марией-Луизой Австрийской. Новая супруга, как и старая, беззастенчиво одаривалась драгоценностями.

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв