Сдобная Мария Медичи – жена короля Франции Генриха IV носила на корсаже гигантскую брошь и несколько ниток жемчуга. История гримасничает исподтишка: «Эх, хорошо в стране французской жить!». А «бедные» итальянские аристократки, в той же Венеции, вынужденно ограничивали себя: приняты «законы, регулирующие расходы» и запрещено неумеренное ношение драгоценностей. Богатые тоже плачут!
Уцелевшая ювелирка этого периода, пройдя через запреты, варварское превращение в драгметалл и камни, сегодня составляют гордость частных коллекций, галерей, музеев.
XVI век
В первой половине XVI века в богатых странах — Нидерландах и Испании набирает обороты ювелирное дело. Появляются ожерелья, кольца, браслеты, булавки с подвесками, которые французы позднее назовут «гарнитур».
До XVI века были только булавки-фибулы с сугубо утилитарной функцией – застежка на одежде. А тут изменилась их скромная роль — они стали более значительными, увеличились в размерах, назвались брошами. Да так разошлись, что «окуппировали» все части костюма от бюста до юбки, завернули на спину, взобрались на шляпу и перепрыгнули на мужскую одежду.
Броши соединяли цепочками, которые колыхались при движении, нитками цветных камней, жемчугом. Через сто лет своенравные броши облюбовали корсаж. Начинали с работы статистов — фиксировали драпировку ткани. Но вовремя воспользовались прогрессивными преимуществами: эмалями, камеями и пошли дальше. Яркие, объемные, они стали значительно крупнее, заметнее. Каждая — прима!
Привилегированный свидетель всех изменений — живопись. Портреты исторических персонажей честно говорят о моде того или иного времени, государства.
Богобоязненные дамы XVI века крепили к поясу мелкие молитвенники, на груди носили броши с крестами.
Нередко на цепочках и поясах болтались необычные шарики, украшенные драгоценными камнями, золотом. Внутрь вкладывали тряпочку пропитанную ароматом. Такая забавная вещица называлась «яблоко». Чем милее дама, тем больше «яблочек» на поясе — подарков от восхищенных поклонников.
К началу XVII века в женскую моду вошли высокие, твердые ошейники и очень длинные ожерелья. Но особую прелесть представляли многоярусные броши на корсаже и рукавах.
Огранка камней
Камень, преобладавший в украшениях XVI века — бриллиант. Гранили алмазы во фламандском городе Брудж и везли в Париж.
В 1585 году в Антверпене и Амстердаме огранщики основали профессиональную Ассоциацию. До этого привычной огранкой алмазов (и других драгоценных камней) была примитивная «таблица». К тому же камень наглухо закатывали в металл. Называлось это «камень в ночи», потому что закрытая оправа препятствовала проникновению света внутрь кристалла, лишала его игры.
В XVII веке огранщики Амстердама совершили ювелирную революцию — изобрели огранку «роза». Первое украшение с бриллиантами, ограненными нидерландской «розой» — брошь проданная в Париже в 1623 году французом Петрусом Маркантом. В этом украшении полоски золота, имитировавшие листья, набраны бриллиантами огранки «таблица», а цветы — «розами».
Испания ревниво и настороженно относилась к вольнолюбивой французской моде. В иберийских драгоценностях избыточно присутствовало религиозное вдохновение. Корсажные украшения унизывались крестами и образками святых, декорировались эмалями, жемчугом, бриллиантами.
Иногда броши создавали как декоративные элементы — без застежки, их просто нашивали на костюм. Такие украшения с драгоценными камнями, с изнанки часто были дополнительно украшены эмалями, гравировкой.
Присмотритесь к инфанте Маргарите на знаменитом портрете Диего Веласкеса. Цветочная корсажная брошь пришита к розетке из ткани.
Испания имела ощутимое влияние на Сицилию. Местные драгоценности — ожерелья, украшения для корсажа, изготовленные здесь, несли стойкий дух Иберии. Сохранилось немало интересных экземпляров.
Барокко
В начале XVII-го века авторитет Нидерландов и Испании в ювелирном деле начал угасать. На политическом и дипломатическом небосклоне утвердилась Франция и ненавязчиво начала экспортировать моду и ее предметы.
Отныне Европа чутко прислушивалась к тому, что предлагал Париж. Успехи подстегивали развитие производства. Была усовершенствована техника разноцветных эмалей. Удачно вписалось разрешение Индии на экспорт алмазов, сапфиров, рубинов. И только спрос на жемчуг, по-прежнему превышал предложение.
Оттого и не замедлил возникнуть рынок фальшивок: парижский торговец Jaquin придумал свой способ — маленькие стеклянные шарики наполнялись воском, покрывались смесью клея и чешуи рыб. Отдаленно это напоминало жемчужины.
Среди корсажных украшений того периода, особую популярность снискали броши-банты, называвшиеся «севинье» по имени известной французской писательницы XVII века мадам Мари де Севинье. Корсажные броши-банты задержались в моде на долгое время. Их легко было модернизировать – поменять камни, добавить камеи, жемчуг.
Иногда корсажные украшения-банты составляли гарнитур в несколько предметов, их размещали на рукавах и по всему корсажу, дополняя маленькими боковыми брошами.
Империя Наполеона
Франция, доводившая Европу до бесконечного подражания, сдала позиции в революционный 1789 год. Резко оборвалось производство украшений, закрылось Парижское общество ювелиров. Мастеров выбросили «на свалку истории». В темные годы террора, чудом уцелевшие богачи лишились всех драгоценностей. А те, что не были ограблены, сбывали все, пытаясь выжить. Кому-то удалось спрятать украшения и даже вывезти их из Франции.
Во всех странах окружавших мятежную республику, в большом количестве продавались французские драгоценности, порою принадлежавшие Короне. На чужбине украшения разошлись по семейным шкатулкам, были использованы как сырье — золото, ценные камни.
В 1797-ом во Франции реанимировали общество ювелиров, которое тут же столкнулось с проблемой: как создать инструмент идентификации ценных металлов и оградить покупателей от низкопробных подделок, наводнивших страну в годы революционного беспредела.
Было введено индивидуальное клеймо ювелира и разработаны три пробы золота: 750, 840, 920. Теперь каждое драгоценное изделие имело оттиск, идентифицирующий мастера и пробу.
Ювелирное искусство возрождалось, во многом благодаря Жозефине, славившейся чрезвычайной любовью к драгоценностям. Вместе с супругом они беззастенчиво присвоили ценности французских королей и казненных аристократов.
В 1810 году Наполеон, движимый желанием иметь наследника, развелся с любимой Жозефиной и вступил в брак с Марией-Луизой Австрийской. Новая супруга, как и старая, беззастенчиво одаривалась драгоценностями.
Продолжение следует…