Пять столетий броши. Часть II

Корсажная брошь из Девонширской парюры

Корсажная брошь из Девонширской парюры

В 1856 году в Англии создан удивительный гарнитур названный Девонширская парюра. Множество предметов задумано и исполнено ювелиром С.Ф.Ханкоком для графини Гранвиль — жены племянника герцога Девонширского к коронации русского царя Александра II. Одна из частей парюры – редкой красоты корсажное украшение с уникальными камеями из агата, коралла, лазурита.

Этрусская брошь, Фортунато Кастелани

Этрусская брошь, Фортунато Кастелани

Археологический стиль

Римский ювелир Фортунато Пиа Кастелани (1794-1865) в двадцать лет уже работал на Виа дель Корсо с серебром, золотом и платиной. Его ранние произведения имеют откровенное влияние российского мастера Цвернера.

Брошь с использованием микромозаики

Брошь с использованием микромозаики

В конце XVIII века в Греции и Риме начались археологические раскопки. В 1851 году увлекся античной темой и мастер Кастелани. Ученые-археологи предоставили Фортунато подлинники: поначалу он их просто копировал. Так родились украшения, дотошно имитирующие оригиналы, но из недрагоценных материалов, с минимальным количеством золота.

Значительно удешевило бренд использование микромозаики — мелкая стружка жестких камней, крохотные частички коралла, бирюзы, слоновой кости, приклеенные по рисунку.

Корсажное украшение в "римском археологическом стиле"

Корсажное украшение в «римском археологическом стиле»

Изделия Кастелани в ювелирной истории называются «итальянские археологические украшения». В этом стиле создавались многочисленные корсажные броши по подлинным рисункам греческой, римской, византийской мозаики, часто комбинированные с камеями.

Новые украшения быстро стали известны за пределами Рима. Их слава толкала покупателей на долгое путешествие в Вечный город. В 1860 году Фортунато переехал в Париж и открыл торговый дом на Елисейских полях.

Эклектика XIX века

Корсажная брошь, бриллианты, около 1900 года

Корсажная брошь, бриллианты, около 1900 года

Разноплановый XIX век удивил многочисленными ювелирными тенденциями. Источники вдохновения — прошлое и современность, привычное и экзотика. Способствовало разнообразию решений и новое направление в торговле предметами искусства, драгоценностями — международные выставки. Каталоги выставок, представляя новинки, давали возможность нещадно воровать идеи и заметно влиять на вкус публики.

Корсажная брошь, 1900

Корсажная брошь, 1900

Колонии по-прежнему снабжали старушку-Европу драгоценностями. Северная Африка поставляла серебряные и золотые исламские украшения с каллиграфическими отрывками из Корана. Индия везла рубины, сапфиры, изумруды, поднадоевшие магараджам.

Елена Монтенегро — королева Италии, 1900

Елена Монтенегро — королева Италии, 1900

Долгое время Япония была закрытой, но в 1862 году приняла участие в лондонской выставке, представляя свои художественные ремесла. Ножны самурайских шпаг восхитили европейскую публику декоративными приемами.

В 1876 году в стране Восходящего Солнца запретили катаны и ремесленники начали искать приложение своим творческим силам. Выбранная ниша – ориентированные на западный мир украшения и продажа сувениров из железа, рога.

    Елена Монтенегро — королева Италии, 1900   Долгое время Япония была закрытой, но в 1862 году приняла участие в лондонской выставке, представляя свои художественные ремесла. Ножны самурайских шпаг восхитили европейскую публику декоративными приемами.  В 1876 году в стране Восходящего Солнца запретили катаны и ремесленники начали искать приложение своим творческим силам. Выбранная ниша – ориентированные на западный мир украшения и продажа сувениров из железа, рога.   Парная брошь в технике шакудо, Япония


Парная брошь в технике шакудо, Япония

Японские броши и браслеты в технике «шакудо» с цветами, птицами, пейзажами, имели большой успех у европеек, их старательно копировали французские мастера.

На международных выставках вызвали фурор и японские броши в технике «клуазоне».

Японская брошь в технике клуазоне

Японская брошь в технике клуазоне

Еще в XV веке по Великому Шелковому пути эмалирование пришло в Китай. Потом перебралось в Японию, где эмальеры на основе достижений европейских и азиатских мастеров, создали свой, неповторимый стиль.

Брошь Бабочка, клуазоне, Япония

Брошь Бабочка, клуазоне, Япония

Клуазоне — сложные узоры, выложенные медной проволокой, припаянной к поверхности. Между перегородками – клуазонами, наносят цветные эмалевые пасты. Далее при низкотемпературном обжиге эмаль растапливается. Перегородки покрывают позолотой.

В Японии техника называется «shippo», что дословно переводится как: «керамическое изделие, которое прекрасно, как семь драгоценных сокровищ». На потребу публики, японское клуазоне было воспроизведено даже в золоте.

К концу XIX века появились смелые украшения с долей юмора. Американские газеты наперебой печатали фотографии женщин в брошках, серьгах, браслетах, в виде локомотивов, тележек, леек, колоколен.

Процветало спортивное направление: броши — жокейские шапочки и подковы, клюшки для гольфа и удочки…

Испанская королева Ена и ее корсажная брошь от Шоме

Испанская королева Ена и ее корсажная брошь от Шоме

Дешевые брошки — птицы в гнезде, лягушки между кувшинками, сцены охоты, корзинки персиков, считались подходящими для каждого дня и демократично штамповались из дешевых металлов.

Корсажное украшение Букет с «дрожащими» цветами

Корсажное украшение Букет с «дрожащими» цветами

Обнаружилось новое ювелирное направление — украшения-сувениры. В итальянском Неаполе можно было купить не только камеи из сердолика или коралла, но даже выточенные из вулканической лавы.

И дорогие украшения из золота и бриллиантов не исчезли. Теперь они старательно подражали природе.

В корсажных брошах использовали «дрожащую» технику: на невидимых глазу пружинках, крепили цветы и они колебались и подрагивали во время носки.

Корсажная брошь. Тиффани

Корсажная брошь. Тиффани

В конце XIX века европейские товары стали распространятся на другие континенты. А иностранные продукты появились в столицах Англии, Франции, Италии. Так американская фирма Tiffany открыла первое европейское отделение в Париже, позднее в Лондоне и Женеве.

XX век

Корсажная брошь, Рене Лалик, 1914

Корсажная брошь, Рене Лалик, 1914

Новый век предъявил миру прекрасный стиль модерн или ар нуво.

Корсажная брошь ар деко

Корсажная брошь ар деко

Европа оставалась местом, где рождалась мода, продавались драгоценности, достойные королев и знатных дам. Аристократки и жены магнатов предпочитали самое лучшее, утонченное, в белом золоте, платине.

Всплеску популярности бриллиантов содействовало изобретение новой огранки. Граней стало больше, свет преломлялся через низкий конус и десятки боковых фасет.

Изобрели оправу «ажур» с открытой нижней частью, дающую лучам света дополнительную возможность поиграть бриллиантом.

А как же украшения для корсажа? Крупные, покрывающие почти весь бюст, разбиравшиеся на несколько фрагментов, они продолжали существовать до середины XX века.

Сначала в Париже, а затем по всему миру, распространился бренд Cartier, любивший творить корсажные броши. Одновременно в Париже расцвели другие ателье. На рубеже веков гремели имена — Boucheron, Vever, Falize, Gaillard, Fouquet, Lalique.

Aр деко

Корсажная брошь ар деко, оникс, смальта

Корсажная брошь ар деко, оникс, смальта

После потрясений первого десятилетия XX века элегантные дамы уже не носили корсет, который веками был частью женского костюма. Вместе с ним исчезло и украшение, бывшее его «лицом».

Корсажная брошь ар деко, Жорж Фуке

Корсажная брошь ар деко, Жорж Фуке

Точнее появились новые корсажные украшения-трансформеры, бравшие повышенные обязательства — современно, красиво. Стиль ар деко использовал непривычно яркие камни: бирюзу, ониксы, коралл, но старался сдобрить все это изрядной долей лаконизма.

Под диктовку работающей женщины ювелирное искусство ощутимо упростилось. Корсажные украшения вновь, как XVI веке, стали декоративными булавками на плече делового костюма или отвороте жакета. Вернулись к тому, от чего уходили в далеком XVI веке.

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв