Кто придумал свести в украшениях валяющиеся под ногами ракушки и многоценные бриллианты? Скажу по секрету: один герцог и звали чудака Фалько ди Вердура. Его удивительная смелость соединила богатство простодушного аборигена с рафинированной мечтой цивильного толстосума.
Аристократ-художник новаторски сделал бросовые ракушки достойными украшениями, приравнял их к драгоценностям, украсил сапфирами и рубинами, одел в золото и представил дамам высшего света. За ним интересную идею подхватили Seaman Schepps, Jean Shlumberger, David Webb, Kenneth Jay Lane, Paloma Picasso, Angela Cummings, Linda Pastorino. Только красивых раковин на берегу — не сосчитать, а Вердура – один.
Фалько, выросший на побережье Тирренского моря, всегда любил ракушки и камешки, выброшенные волнами на берег. Милый сердцу, знакомый с детства, материал…
Истоки творчества уходят во времена, когда десятилетний мальчишка Фалько в домашней библиотеке обнаружил роскошный том Рафаэля. Картины признанного мастера Возрождения поразили шалуна настолько, что теперь его неизменно видели с карандашом в руках, рисующим на каждом подвернувшемся клочке бумаги. У этого «романа с искусством» случится продолжение.
Благородный Фалько Санто-Стефано дела Серда герцог Вердура получил в двадцать один год отцовское наследство и пустился тратить его с широтой истинного аристократа — мотался по Европе, с трудом поспевая с бала на бал. Но у денег есть единственное неприятное свойство – они кончаются.
Тут молодой герцог с радостью вспомнил о своем таланте художника.
Друзья Вердуры – американцы Портеры, тогда жившие в Венеции, познакомили на вечеринке в своем палаццо двадцатисемилетнего денди Фалько со знаменитой мадемуазель Шанель. Эта встреча изменила жизнь Вердуры навсегда. Коко пригласила герцога… заняться тканями в ее модном доме. А однажды она пожаловалась, что не носит дареные поклонниками украшения: им чего-то не хватает, не посмотрит ли Вердура на эти драгоценности своим художественным взглядом?
Фалько вдохновили яркие камни и он придумал для мадемуазель ее любимые браслеты (в византийском стиле с мальтийскими крестами), которые Шанель носила всегда — и днем, и вечером. Коко работу оценила и назначила Фалько главой отдела украшений и тут же с долей юмора прокомментировала событие друзьям: «Пришло время, когда на меня начали работать князья и графы… Итальянский герцог Фалько ди Вердура, имея роскошную родословную и прекрасный вкус, создал изумительные украшения. Мальтийские кресты с бриллиантами – это его идея, над которой не властно время».
И слова ее стали пророческими: в 2009 году фирма Verdura повторила знаковые браслеты с мальтийскими крестами для дома Chanel. И как в 1930-х, они были подписаны дуэтом: Chanel и Verdura.
В красавце ди Вердура родителями был воспитан безупречный вкус, а от природы дано редкое умение сочетать эклектичные материалы.
Осенью 1934 года Фалько ди Вердура с другом бароном Николасом де Гунзбергом приехал в Америку. Здесь давние друзья Портеры приняли самое деятельное участие в судьбе элитного эмигранта. Коул Портер решил, что Фалько непременно должен увидеть Америку. Пришлось герцогу ди Вердура с бароном де Гунзбергом за несколько месяцев, на новеньком кабриолете паккард, пересечь страну с востока на запад, чтобы предстать перед Портерами в Беверли-Хиллз.
Вердура нашел работу дизайнера у знаменитого Поля Флато. Через пять лет он (при поддержке друзей — четы Портер и миллионера Астора) основал и назвал собственным именем компанию и небольшой салон на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Коул и Линда Портер были преданными поклонниками Фалько. Линда заказывала специальные портсигары Verdura в ознаменование каждого нового шоу мужа, включая «Вокруг света за 80 дней» и «Поцелуй меня, Кейт». Но не только друзей восхищали изделия этой марки.
В Голливуде творения дизайнера удостоили вниманием Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Фонтейн, Джоан Кроуфорд, Тайрон Пауэр, Гари Купер.
Поклонники стиля Verdura не переводятся уже несколько десятилетий.
В украшениях дизайнера замечены Джеки Кеннеди, Грейс Келли, принцесса Диана, Сара Джессика Паркер, Энн Хатауэй, Ева Мендес. Не случайно в Нью-Йорке клиенты наградили герцога титулом «ювелира высшего света на Манхеттене».
Не могу не упомянуть о совместной работе Вердуры с Сальвадором Дали. Эпатажный испанец разработал коллекцию ювелирки, которую впервые представили публике в 1941-ом в нью-йоркской галерее Джулианы Леви.
В том же году были спроектированы знаменитые запонки «Ночь и День» для Коула Портера, которые считают хитом Verdura.
В 1973-м году семидесятилетний Фалько ди Вердура продал свою часть бизнеса компаньону Джозефу Альфано и отправился в Лондон. Здесь, продолжая рисовать, он начал писать мемуары.
Через десять лет в 1978-ом герцог оставил этот мир.
В 1985-м фирму перекупил Уорд Лэндригэн. Будучи давним поклонником работ Фалько, он решил сохранить бренд Verdura как эстетическое начало и продолжил делать драгоценности методами Фалько и даже руками тех же ювелиров с которыми работал кумир.
В 2003 году его сын Нико Лэндригэн пришел в компанию, а в день семидесятилетия фирмы — 1-го сентября 2009-го стал её президентом. Сегодня бренд продолжает творить драгоценности не от Лэндригэна, а по-прежнему — от Вердуры.
Помогают прижизненные эскизы, сделанные Фалько за пятьдесят лет творчества. В архиве фирмы хранится около десяти тысяч рисунков, две трети из которых никогда не были реализованы. Сейчас изделия выпускают на основе этих эскизов, со всеми свойственными Вердуре «изюминками».
Сегодня брендом Verdura владеет внук Уорда — Е. Дж. Лэндригэн. Он не только трепетно сохраняет эскизы именитого дизайнера, но и скупает на аукционах по всему миру винтажные ювелирные работы Фалько.
Вердура — аристократ, но его изделия не претенциозны. Фалько привнес немало свежих идей в мир ювелирной моды. Это он предложил дамам носить драгоценности из цветных камней в золоте запросто — не только вечером, но и в дневное время (что прежде было недопустимо).
Вердура рискованно соединял камни: то бесценные бриллианты с ракушками, то сияющие звездные сапфиры с матовой бирюзой. Однажды, рассказывая о своей работе, мастер доверительно признался радиослушателям в странной любви «к варварским цветам и огромным размерам украшений».
Он виртуозно использовал перлы неправильной формы, индивидуально обыгрывал каждую жемчужину-барокко, мастерски вписывая в тематические броши.
Поскольку разговор у нас морской, замечу, у Вердура есть драгоценности не только из даров моря, но и имитирующие подобный эффект.
Дизайнер всегда отдавал предпочтение 18-каратному золоту разных цветов и платине. Но придумав украшение, Фалько не отягощал себя реализацией замысла. Его заказы выполняли лучшие ювелиры эпохи. Авторский дизайн и безукоризненное исполнение подарили этим украшениям признание взыскательных особ.
Классический стиль Verdura — крупные драгоценные камни, желтое золото и природные объекты — морские раковины, жемчуг, коралл.
Талант, обаяние, отличное чувство юмора, гармонично сочетающееся с природной деликатностью, дали миру потрясающего дизайнера и человека – Фалько ди Вердура.
Спасибо за статью! Очень актуально. Ваш проект просто чудо! Столько нового узнала благодаря вам!!!
Это вам, Айгуль, спасибо. Всегда приятно, когда кто-то может оценить твой труд. Успехов вам!