Резьба по гальке

Дора Маар и Пабло Пикассо

Дора Маар и Пабло Пикассо

Книжный шкаф из красного дерева со стеклянными дверками Маар называла своим «частным музеем». В нём предметы, изготовленные Пикассо — серебряный прикуриватель (зажигалка) с выгравированным портретом возлюбленной, бронзовая рука Доры и её бюст, спичечные коробки с авторскими рисунками, несколько больших книг (проиллюстрированных великим испанцем), тарелки из обожжённой глины и «зверинец из дерева, бумаги, гипса, металла».

Пабло Пикассо, рука Доры

Пабло Пикассо, рука Доры

Другие подарки художника, бережно хранимые бывшей возлюбленной, лежали под кроватью в старых обувных коробках. Глаза разбегались: часы и кольца, брошь, четыре кулона, несколько пустых ювелирных оправ, куда живописец вставлял мини-портреты Доры.

Ман Рэй, Пабло Пикассо и Дора Маар с друзьями на юге Франции, 1937

Ман Рэй, на его фотографии Пабло Пикассо и Дора Маар с друзьями на юге Франции, 1937

doramanray2

Пабло и Дора сольно

Дора Мааар, Пабло ПИкассо, Нюш Элюар

Дора Мааар, Пабло Пикассо, Нюш Элюар

dorapablo

dorapablo2

На обложке - Нюш Элюар. Фотография сделана Дорой

На обложке книги о Доре Маар, её подруга Нюш Элюар. Фотография — работа

Два лета влюблённые провели на юге Франции в городке Жуан-ле-Пен. Отсюда родом шесть резных гравюр, процарапанных на прибрежной гальке перочинным ножом.

Пабло Пикассо, портрет Доры на гальке

Пабло Пикассо, портрет Доры на гальке

stoun02

stoun04

Рыбка

Рыбка

Галька уютна, но мало кто обладает талантом и терпением что-то вырезать на ней, тем более, шедевр. Версия про карманный нож кажется какой-то нелогичной. Галька – твёрдые базальты, гранит, никак не мягкий известняк или ракушечник. Попробуйте поцарапать камень кухонным ножом. Слабо? Вероятно, у Пикассо всё-таки был нехитрый инструмент для гравирования. Или терпение первобытного человека.

Керамика Пабло Пикассо, лампа-женщина

Керамика Пабло Пикассо, лампа-женщина

plate03

ceramic02

ceramicplate

plate02

plate04

Терракота — не глазурованные пористые изделия из обожжённой глины. Скульптурная лепка, огонь и самый простой материал становится редким творением. Пикассо создал несколько кулонов-гравюр на терракоте, каждая с отверстием для подвешивания и множество дивной красоты декоративных тарелок.

Жаклин Рок и Пабло Пикассо

Жаклин Рок и Пабло Пикассо

Жаклин Рок и керамическое колье "Лица"

Жаклин Рок и керамическое колье «Лица»

Забавные глиняные колье Пабло мастерил и дарил своим бесчисленным пассиям.

Пабло Пикассо, двойной портрет Доры в подвеске

Пабло Пикассо, двойной портрет Доры в подвеске

Дора глазами Пабло

Дора глазами Пабло

У Маар хранился серебряный прикуриватель, с её выгравированным портретом — двойной профиль, типичный для Пикассо конца 1930-х. Дора называла предмет «одной из самых ценных вещей». Когда ей отвечали, мол, зажигалка действительно очень красива, Маар всегда поправляла, не только в этом её ценность. Оказывается, Пикассо был скуп на подарки. Картины и рисунки, конечно да, но драгоценности, редко выходили из-под его рук, ведь они не требовали демонстративного рассмотрения. Дора высказывалась: «Я получила личный трофей — прикуриватель, и это стоило Пабло визита на Вандомскую площадь». Видимо ювелирные изделия, с портретами в витиеватой серебряной рамке, требовали подобных жертв, поскольку художник частично использовал для своих мини-картин готовое обрамление.

Пабло Пикассо, портрет Доры в медальоне

Пабло Пикассо, портрет Доры в медальоне

Пабло Пикассо, подвеска "Палитра"

Пабло Пикассо, оборотная сторона «Палитра»

Пикассо, окрылённый удивительной женщиной, увлёкся созданием нестандартных ювелирных вещиц, и не мог перестать их делать, даже когда расстался с Маар, однажды признавшейся: «Вероятно, это было невыносимо для него. Но, в конце концов, стало невыносимо для нас обеих». Дора имела в виду себя и Франсуазу Жило, к которой Пабло ушёл от неё. Пикассо и Маар никогда не жили вместе, но связь вдохновила живописца на многое. Ювелирные изделия свидетельствуют, отношения ещё долго не прерывалась, несмотря на печальный факт: потрясение от безжалостного разрыва раздавило Маар, она попала в психиатрическую клинику.

Пабло Пикассо, "Плачущая женщина", 1937

Пабло Пикассо, «Плачущая женщина», 1937

В 1937-ом Пабло написал «Плачущую женщину», натурщицей послужила, конечно же, Дора. Потом Пикассо не раз повторит «плаксу», с незабываемой Маар в качестве модели, но та, первая картина долгие годы висела в квартире возлюбленной. Однажды, в 1950-м, указывая мундштуком в её сторону, Дора спросила биографа Джеймса Лорда: «Как думаешь, сколько стоит Пикассо на моей стене?», писатель мгновенно прикинул: «Полмиллиона долларов. Может чуть больше». Маар вскипела: «Гораздо больше! Объясняю почему: на стенах галереи, возможно «Плачущая женщина» стоит всего полмиллиона, но на стенах любовницы Пикассо, картина заслуживает существенной премии — премии истории».

ceramicwomanlamp1ceramic01

Премия истории через год после смерти Маар (1998) составила тридцать семь миллионов долларов – картины, сувениры и удивительные ювелирные изделия, вдохновлённые удивительной Дорой.

plate01

Продолжение следует…

Коллекционные 20 евро, выпущенные Испанией в 1997 году, на них по-прежнему Пабло и Дора

Коллекционные золотые 20 евро, выпущенные Испанией в 1997 году, на них по-прежнему вместе давние любовники — Пабло и Дора

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв