Роман с камнем

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Летние апартаменты флорентийского дворца Питти приютили Серебряный музей, известный как Казначество Медичи (где деньги – там богатство, где богатство – там казначейство). В далёком 1635 году великий герцог Фердинандо украсил покои дворца фресками во славу именитой семьи и по случаю собственной свадьбы с Витторией делла Ровере. Роскошь стен и экспонатов слились воедино.

Ваза Медичи

Ваза Медичи

Ваза из коллекции Медичи, Британский музей

Ваза из коллекции Медичи, Британский музей

Ваза из коллекции Медичи

Ваза из коллекции Медичи

Оттавио Мицерони. Ваза из агата, ок. 1605

Оттавио Мицерони. Ваза из агата, ок. 1605

Музей хранит уцелевшие сокровища Медичи: вазы Лоренцо Великолепного из полудрагоценных камней, изысканные камеи Козимо I, сосуды из горного хрусталя Франческо I, янтари Марии Магдалены Австрийской, утварь из слоновой кости Маттиаса де Медичи и знаменитые драгоценности Анны Марии Луизы — последнего члена прославленной семьи. Название музея восходит к серебряной сокровищнице Зальцбурга принадлежавшей местному епископату, но в 1815 году Фердинандо III перевёз ценности во Флоренцию.

Камея "Семья Козимо де Медичи"

Камея «Семья Козимо де Медичи»

Роман с камнем у семьи Медичи длился несколько веков. Горная порода, представляющая на изломе кристаллические выделения минералов, называется порфиром. В шестнадцатом веке в документе под грифом «секретно» Вазари упомянул резьбу по этому очень твердому камню при дворе Козимо I.

cameo_medicicollection07

Порфировая камея. Рамка в виде кольца Лоренцо Великолепного

Во время порфировой кампании в 1550-х годах, герцогу Медичи предложили уникального мастера — потомственного каменотёса Франческо Феруччи дель Тадда, известного как просто Тадда. Ремесленник оказался искуснейшим резчиком по порфиру, работал вручную, преодолевая твёрдость камня и отсутствие стальных инструментов. Резьба продвигалась медленно, напарники шутили: «методика требует нескольких недель — для глаз, несколько месяцев — для головы и более десяти лет — для большой фигуры в овале».

Франческо дель Тадда. Порфировый портрет Козимо I де Медичи

Франческо дель Тадда. Порфировый портрет Козимо I де Медичи

Несмотря на долгосрочный прогноз, Тадда вырезал порфировый портрет Козимо I и других членов семьи Медичи (рельефы находятся в музее Национале дель Барджелло во Флоренции).

Пьеро де Медичи

Пьеро де Медичи

Начало коллекции камей положил в XV веке Козимо I, но структурировал и аргументировал собрание Пьеро де Медичи, который отвёл глиптотеке специальные покои в семейном дворце Виа Ларга.

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Удивительное собрание каменных миниатюр возродило в Италии моду на античность, а воскрешение лапидариев (текстов о достоинствах драгоценных камней) вызвало острые споры, и даже конфликты между знатоками.

Женщина с картины Боттичелли

Женщина с картины Боттичелли

Одна из камей Медичи присутствует на картине Сандро Боттичелли: светловолосая итальянка с золотым кулоном на лилейной шейке, в котором проглядывает резной камень.

Похожая камея

Похожая камея

Украшение свидетельствует: женщина из ближнего круга Медичи. Колебания специалистов, относят красавицу то к Лукреции Торнабуони — матери Лоренцо, то к Симонетте Каттанео — возлюбленной Марко Веспуччи (воздвигнутой художниками Ренессанса на пьедестал, как идеал женской красоты).

Козимо де Медичи, медаль

Козимо де Медичи, медаль

Медаль с изображением Лоренцо де Медичи

Медаль с изображением Лоренцо де Медичи

К наиболее известным и часто упоминаемым украшениям относится сердоликовая «печать Нерона», принадлежавшая Лоренцо Великолепному, (хранится в Национальном Археологическом музее Неаполя). «Печать Нерона» — артефакт из самых известных древних драгоценных камей. Сердолик установлен ювелиром Лоренцо Гиберти в овал между опущенной головой дракона и крыльями, обвит листьями плюща и украшен надписью LAVRMED — знак Лоренцо де Медичи.

Камея "Печать Нерона"

Камея «Печать Нерона»

На сердолике вырезана греческая легенда о жестокости Аполлона, наказавшего фригийского сатира Марсия за бесцеремонный вызов на музыкальное состязание. Начиналось всё невинно: Марсий нашёл в полях тростниковую флейту брошенную Афиной. Он не знал, что дудочка проклята богиней мудрости; быстро научился играть так, что все заслушивались. От неожиданного успеха Марсий задрал нос, потом произошло неслыханное: вызвал на состязание самого Аполлона. Покровитель искусств на музыкальный ринг явился при полном параде — с золотой кифарой, в длинных пышных одеждах, в лавровом венке. Нетрудно догадаться, кто вышел победителем. Триумфатор Аполлон не простил дерзости сатиру и приказал подвесить несчастного Марсия за руки, потом содрать с него кожу живьём. Злобный божок! Пока побеждённый сидел со связанными руками в ожидании наказания, флейтист Олимпий слёзно молил Аполлона сжалиться над его учителем. Но брошенная флейта Марсия красноречивее слов говорит о неудаче.

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Камея из коллекции Медичи

Великие художники Возрождения, прославившие Италию не в последнюю очередь благодаря деньгам Медичи, черпали вдохновение, разглядывая драгоценные камни и ювелирные изделия. Украшения щедро изображены на всемирно известных фресках итальянского скульптора и ювелира Лоренцо Гиберти, скульптора и художника Донателло, художника и ювелира Сандро Боттичелли. Они живут на тысячах картин разных живописцев, и говорят, говорят, говорят.

Аньоло Бронзино. Фреска

Аньоло Бронзино. Фрагмент фрески

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв