Проторенными Фалько ди Вердура путями пошло следующее поколение дизайнеров. Им было значительно легче, уже никто не закатывал глаза при виде сочетания ракушек и платины.
Американские производители костюмных украшений во время войны были строго ограничены в материалах.
Но творческие люди всегда стараются найти достойное решение.
Так компания Miriam Haskell начала использовать кораллы и ракушки, недостатка в которых не было.
Фирма Trifari — заменяла морскими раковинами европейское стекло и фарфор.
Мастера фирмы Trifari (когда прошел дефицит) имитировали ракушки в своих украшениях металлом.
Фирма Крамер тоже использовала дары моря.
В Европе увлекалась ракушками Эльза Скиапарелли.
Ее серьги, броши, браслеты — сегодня класссика морского стиля.
Эльза Скиапарелли умела разглядеть необычное в привычном.
И, конечно, не отставала авангардистка Коко Шанель.
Изысканную мадемуазель простые ракушки неоднократно вдохновляли.
Дэвид Уэбб (David Webb)
Дэвид Уэбб родился в маленьком провинциальном городке Эшвилл в штате Северная Каролина. Шестнадцатилетним юношей в 1941 году он отправился в Нью-Йорк на поиски счастья.
В «большом яблоке» обнаружилась приятная неожиданность: молодой человек оказался талантливым дизайнером и ювелиром.
В 1948 году Дэвид Уэбб зарегистрировал собственный бренд в компании с Ниной Зильберштейн. Дело ладилось, вскоре уже сто пятьдесят отличных нью-йоркских ювелиров трудились в двух мастерских фирмы David Webb.
Уникальный художественный дар Уэбба, его редкое личное обаяние, сделали клиентами этого ювелирного дома многих представителей высшего света на Манхэттене.
В 1950-60 годы Уэбба считали довольно консервативным. Но позднее в его работах проcнулось восхищение природой, тогда и родилась «звериная» коллекция. Потом появились украшения с ракушками, записавшие мастера в авангардисты 1970-х.
Замечательное умение сочетать дорогие и «неблагородные» материалы, вроде морских раковин, кораллов и горного хрусталя с золотом вылилось в нетрадиционные, но очень изысканные украшения. Среди поклонников дизайнера замечены многие известные женщины и мужчины.
После смерти Дэвида Уэбба фирмой тридцать пять лет управляла семья Зильберштейн.
Сегодня компанией руководят Сайма Гадамиан, Марк Эмануэль и Роберт Садиан. Бренд David Webb вырос, но остался верным наследию мастера – в архивах фирмы бережно хранятся и плодотворно используются тысячи эскизов, набросков, шаблонов «самого» Дэвида Уэбба.
Маргерит Стикс (Marguerite Stix)
В XX-м веке ювелирный дизайн спровоцировал многочисленные инновации как в стиле, так и в технике. Среди предметов искусства появились не совсем привычные драгоценности, созданные неординарными художниками.
В эту когорту талантливых ювелиров по праву вошла скульптор эпохи модерн Маргерит Стикс. Она родилась в столице Австрии – Вене, в 1908 году. В 1941-ом эмигрировала в США и быстро зарекомендовала себя как отличный скульптор. Ее работы демонстрировались в самых престижных музеях и галереях, включая Whitney и Metropolitan.
В 1960-х годах у Маргерит и ее мужа Хью появилась новая страсть: они влюбились в редкие морские раковины и стали их вдохновенными коллекционерами. Собрание сокровищ — красивых природных ракушек, росло и в 1964-ом им пришла в голову светлая мысль основать музей The Stix Rare Shell Gallery — Галерею редких раковин Стиксов, в своем доме на Манхэттене .
Но только собирание и демонстрация даров моря показались Маргерит скучными. С удивительной осторожностью и тонким вниманием к деталям она начала создавать ювелирные украшения, используя золото и драгоценные камни в сочетании с ее любимыми ракушками.
Стараясь не перебивать естественную окраску и форму раковин, Маргерит Стикс соединяла их с бриллиантами, изумрудами, жемчугом, бирюзой, лунным камнем… Художница умела тонко подчеркнуть прелесть каждой ракушки.
Ее драгоценные творения продавались в нью-йоркском магазине Картье (Cartier) и уже в 1972 году прилично стоили — от 400 до 2000 долларов. Поклонницей таких украшений, а особенно «морского стиля Стикс», была изумительная Джеки Кеннеди. Популярности добавило появление ювелирки Маргерит на страницах Vogue. К сожалению, в 1975 году смерь художницы прервала уникальную дизайнерскую линию.
Сегодня украшения с раковинами от Маргерит Стикс очень редки. Они ценятся среди знатоков и коллекционеров. А художникам, в поисках неизбитых решений, служат уникальным подспорьем помогающим гармонично соединять промышленное и естественное.
Кенннет Джей Лейн (Kenneth Jay Lane)
Кеннет Джей Лейн родился в автомобильном городе Детройте. В середине 1950-х приехал в Нью-Йорк, где начал работать дизайнером обуви у Delman, потом возглавил местный обувной филиал бренда Christian Dior. Отсюда берет начало его привычка украшать.
1963 год познакомил американцев с дебютной коллекцией бижутерии Джей Лейна, названной Кеннетом «полуночной», все эскизы (за неимением другого времени) он делал когда на небе появлялась луна. Высший свет был сражен, на Пятой авеню украшения раскупили за один день.
Кеннет Джей Лейн – откровенный новатор: одним из первых соединил позолоту с недорогим пластиком, полудрагоценные камни с акрилом. Разноцветный синтетический жемчуг стал брендовой фишкой Джей Лейна.
Дизайнер на ура воспринял новый стиль украшений с использованием морских раковин, но творчески привнес в него нечто свое — неповторимое. Конечно он создавал драгоценности hi-класса, но и бижутерия у этого мастера — сказочная.
Украшения Кеннета Джей Лейна проверены временем — дамы их любят уже несколько десятилетий. В списке поклонниц королевские особы — герцогиня Виндзорская, принцесса Маргарет, принцесса Диана, «первые леди» — Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, Барбара Буш, жена мультимиллионера — Иванна Трамп, прославленные актрисы — Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Рэйчел Уэлш, Мерил Стрип, Николь Кидман, Сара Джессика Паркер, Натали Портман…
Носят красоту от Кеннета и знаменитости на постсоветском пространстве — Майя Плисецкая, Юлия Тимошенко, Кристина Орбакайте, Ольга Кабо. Перечислить всех – невозможно.
Дард и сыновья (Darde & Fils)
Французский ювелирный дом «Дард и сыновья», где недолго работала знаменитая Сюзанна Бельперрон, в 1960-х годах использовал прекрасные морские раковины, создавая украшения в авангардном стиле.
В Париже семья Дард в 1960-х начала сочетать ракушки с золотом и цветными камнями. Что было популярно в Соединенных Штатах, то и европейкам пришлось по вкусу.
Раковины разной формы и цвета превращались в чудесные украшения. В Лондоне в это время Эндрю Грима (Andrew Grima) экспериментировал с природными материалами: клыкообразные длинные тихоокеанские ракушки дизайнер оплетал золотой проволокой — получались эффектные серьги, свисающие почти до плеч.
Стильная Европа 1960-х нарядилась в раковины-клипсы. Самые известные и богатые женщины щеголяли ракушками на мочке. Уоллис Симпсон, ставшая в 1937 году супругой герцога Виндзорского — бывшего короля Великобритании Эдуарда VIII, признанная икона моды, в 1964 году явилась к Дэвиду Уэббу с коллекцией кубинских ракушек и попросила что-нибудь придумать. У прославленного дизайнера было шикарное собрание богато иллюстрированных художественных альбомов, он слыл завсегдатаем музеев и частенько вдохновлялся искусством ранних цивилизаций (Греция, Рим, Месопотамия, Индия, майя, ацтеки). А в этих культурах присутствует трепетное отношение к морю. Окрыленный Уэбб создал для герцогини несколько пар серег, настолько прекрасных, что она не могла выбрать любимые.
Не только Уэбб мастерил клипсы для герцогини Виндзорской. В Париже Дард сделал для нее же серьги-клипсы из длинных раковин с острова Гаити. Уоллис Симпсон ушла в 1986-ом. Продажа в 1987 году личной коллекции украшений герцогини Виндзорской подняла серьги с ракушками на новый уровень популярности — они вновь пережили забытое восхищение.