Слова и драгоценности

et4

«Ночью ты делала бижутерию, а вечером в ней блистали в Опере. Ты хотела видеть в украшениях созданных твоими руками из «ничего» покупателей Нью-Йорка, Берлина, Рио, Милана, Анкары…» — так написал о покойной жене в предисловии к французскому изданию «Ожерелий» Луи Арагон.

Эльза Триоле, 1924 год

Эльза Триоле, 1924 год

Было время, когда прекрасная Эльза жила одиноко в Париже.

Эльза Триоле и Луи Арагон

Эльза Триоле и Луи Арагон

Они встретились в парижском баре «Купол» 5 ноября 1928-го. Франт Луи Арагон в черном костюме, облокотившись о барную стойку, играл в кости. Через маленькую, автоматически закрывающуюся дверь, вошла Эльза Триоле и села за столик. Больше они не расставались.

Арагон и Триоле

Арагон и Триоле

Пара жила в квартале Монпарнас, в скромной мастерской. Здесь муза Арагона, пытаясь спастись от безжалостной бедности, делала свои знаменитые колье. Это была утомительная работа, и позже Триоле признается: «Появлялось желание скрыться от людей, которые могли прийти в любой момент. В дверь стучали товарищи, посредники несущие материал для моих ожерелий, курьеры клиенток, сами клиентки…».

Луи и Эльза

Луи и Эльза

В биографии первой женщины-лауреата Гонкуровской премии часто недооценивают талант дизайнера украшений, относятся к нему свысока. А между тем, это настоящее творчество, не менее значимое, чем писательство.

Эльза Триоле, колье и браслет из пуговиц

Эльза Триоле, колье и браслет из пуговиц

Как истинный художник Триоле использовала откровенно новаторские приемы: создавала украшения не из привычного золота и серебра, в дело шли — хлопок, перламутр, кожа, разные бусины. Мастерица удивительно сочетала фарфор, дерево, вельвет, латунь. Даже стекло и пластмасса – материалы простенькие, в украшениях Эльзы преображались, приобретали другую природу, становились «драгоценностями».

Эльза Триоле, парные браслеты из вельвета и конических бусин

Эльза Триоле, парные браслеты из вельвета и фарфоровых конических бусин

Капризный Париж покорили необычные украшения Триоле. Они впечатляли неизбитыми приемами, разнообразием материалов и форм: кокосовый орех, кость, жеваная бумага, стразы, перламутр, фальшивый жемчуг, шары для нижних юбок. Особенностью украшений Эльзы Триоле специалисты считают использование «бедных» материалов.

Эльза Триоле, колье из шаров для нижней юбки

Эльза Триоле, колье из шаров для нижних юбок

Эльза давала своим творениям названия скорее аллегоричные, нежели действительно свидетельствующие об использованном сырье: кокосовый орех мог быть ороговевшей кожей, а фарфор — стеклянной массой.

Эльза Триоле, колье Стеклянные рыбки

Эльза Триоле, колье Стеклянные рыбки

Сохранились записи Триоле о том, как она экспериментировала с часами: подбирала удачную застежку, интересные аксессуары, собирала браслеты для них.

Эльза Триоле, колье из стекла

Эльза Триоле, колье из стекла

Писательница не была профессиональным дизайнером, следовательно, ее ювелирные поделки должны выглядеть несколько кустарно, неловко. Но сохранились фотографии Эльзы в собственных ожерельях – они прекрасно ложатся, не слишком тяжелы.

Эльза Триоле, колье из перламутра

Эльза Триоле, колье из перламутра

В работах Триоле часто встречаются ракушки и перламутр, с тонким намеком на искусство Океании — Эльза прожила два года на Таити с первым мужем. И совсем другой край широко присутствует в ее творчестве — яркие цвета и четкая геометрия выдают декоративные приемы Африки. А плетение из льняных ниток и поделки из кожи, знакомые жительницам Прибалтики, у Эльзы от матери — уроженки тех мест.

Эльза Триоле, колье из кожи

Эльза Триоле, колье из кожи

В своей книге «Ожерелья»  Эльза Триоле рассказывает: «Затевалось все очень забавно. Надо было непременно придумать что-то новое. Обычно ожерелья делают так: на нить нижут стеклянные бусины. Но чтобы получить неожиданный эффект, требовалось оттолкнуться от привычного, например, взять вместо нити шнурок, вместо бусин — проколотые сверху кольца. Так начиналось мое исследование тайн коммерческого Парижа».

Эльза Триоле, браслет в африканском стиле

Эльза Триоле, браслет в африканском стиле

Отношение к делу с юмором не гарантирует легкости продаж. В 1929 году имя Эльзы Триоле ничего не говорило парижанам и покупка украшений шла очень скромно. Только встреча Арагона с директором «Vogue» помогла паре встать на ноги.

Эльза Триоле, браслет

Эльза Триоле, браслет

В октябре 1930-го Эльза напишет сестре Лиле Брик: «Ожерелья, Бог их хранит, продались удивительно хорошо, несмотря на трагическое и общее отсутствие денег у людей. Арагон переполнен деятельностью: публикует книгу, сделал антиколониальную выставку, продает ожерелья». И тут же, на следующий день: «Ожерелья идут совсем тихо. Я этим ничуть не занимаюсь, они сами не любят продаваться».

Эльза Триоле, колье

Эльза Триоле, колье

Продолжение следует…

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв