Труд жизни

00helenХелен Друтт «никогда не считала современную бижутерию драгоценностями», однако ей принадлежит самая большая ювелирная коллекция в Штатах – громкий гимн американским ремесленникам. Собирательница изначально не планировала приобретение украшений в количестве «непочатый край», однако желание сохранить историю ювелирного искусства повело в нужную сторону. Также госпожа коллекционер не предполагала национальной и международной известности в будущем.

Яцуки Хиромацу, оеоло 1990-го, золотая брошь

Яцуки Хиромацу, оеоло 1990-го, золотая брошь

Яцуку Хиромацу, золотой браслет

Яцуку Хиромацу, золотой браслет

Яцуку Хиромацу, корона

Яцуку Хиромацу, корона

Профессор Яцуку Хирамацу

Профессор Яцуку Хирамацу

Не только произведения американских дизайнеров украсили коллекцию Хелен Друтт. С середины 1970-х до настоящего времени, ювелирное собрание пополнялось работами мастеров Голландии, Англии, Германии, Испании, Японии.

Фабиана Гадано, браслет из серебра

Фабиана Гадано, браслет из серебра

Элис Клейн, 1982, колье из серебра и эпоксидки

Элис Клейн, 1982, колье из серебра и эпоксидки

Деганит Шокен, 1982, брошь - серебро, позолота, нейлон

Деганит Шокен, 1982, брошь — серебро, позолота, нейлон

Ювелирное коллекционирование – затея дорогая. Последние двадцать лет обязателен интенсивный анализ, но направления, как и чувства, не желают определяться, укладываться в конкретные рамки. Результат — признание особенностей, стилей, идей, решений. Ювелирные изделия словно препираются между собой, а мы — спорим о них.

Древняя итальянская бронзовая фибула

Древняя бронзовая фибула

Итальянская фибула, около 500 года нашей эры

Итальянская фибула, около 500 года нашей эры

1964 год, Хелен Друтт — гордая владелица единственного украшения: позолоченной булавки датируемой концом 1940-х, подарок от родных в школьные времена. Вторая ювелирная вещица – брошь-камея из платины с бриллиантами, переданная бабушкой через сына – отца Хелен, задолго до её рождения — в 1918-ом. Третье приобретение – реплика украшения королевы Шубада — ожерелье с золотым листом, купленное в музее пенсильванского университета в 1956 году.

Торквес Стенли Лехцина

Торквес Стенли Лехцина

Стенли Лехцин, колье

Стенли Лехцин, колье

В 1968-ом Хелен Друтт приобрела украшение у легендарного дизайнера Стэнли Лехцина — мастер усовершенствовавший технику гальванопластики, доработавший литьё металлов под давлением. У Друтт и Лехцина общая родина – Филадельфия, здесь Хелен открыла первую галерею ювелирного искусства, о чём во всеуслышание заявила: «Чувствую себя привилегированным непрофессионалом, мне повезло стать частью сообщества художников».

necklace405

Торквес

Торквес

Логика коллекции Хелен Друтт определяется ранними работами: броши-фибулы, ожерелья-торквесы Альберта Пейли и Стэнли Лехцина. Фибулы и торквесы – древнейшие ювелирные изделия. Фибула — тип броши, точнее — застежка соединяющая края одежды. Торквес – ожерелье или браслет из скрученных металлических полос. Древние термины «фибула и торквес», используемые вместо современных «брошь и ожерелье» осуществляют историческую связь. Однако, Пейли и Лехцин никогда не черпали эстетику в древних формах, их дизайнерское вдохновение идёт от ар-нуво.

Стенли Лехцин, брошь

Стенли Лехцин, брошь

Кэрол Хэнкс - преподаватель истории искусств с брошью Пейли

Кэрол Хэнкс — преподаватель истории искусств с брошью Пейли

Кэрол Хэнкс с торквесом Лехцина

Кэрол Хэнкс с торквесом Лехцина

Ношение броши из коллекции – нечто вроде живого рекламного щита. В студии Лехцина, в 1965-ом, Хелен просто захватила, близкая к завершению брошь. Ей не приходилось видеть штырь, претендующий на эстетику, что сильно удивило. Одновременно произошла интеллектуальная встреча с работой Олафа Скугфорса. Владение новоявленными раритетами провоцирует интерес к современным ремёслам.

Олаф Скугфорс, 1973. Брошь - серебро, позолота, жемчуг-барокко

Олаф Скугфорс, 1973. Брошь — серебро, позолота, жемчуг-барокко

Олаф Скугфорс, брошь - серебро, жемчуг

Олаф Скугфорс, брошь — серебро, жемчуг

Госпожа Друтт не чинится, её пропаганда ремесленного искусства не ведает жёстких рамок. Однажды Хелен пришлось прочитать импровизированную лекцию уборщице на вокзале, увидевшей впервые странную брошь Альберта Пейли. Клининг-менеджер изо всех сил старалась усвоить незнакомые лирические аспекты. Признание необычных украшений – сплошная дискуссия.

necklace4

Яцуку Хиромацу, серебряный браслет

Яцуку Хиромацу, серебряный браслет

В 1967-ом организован Совет профессиональных мастеров Филадельфии — группа из тридцати факультетских художников и нескольких независимых студийных дизайнеров. Как член-учредитель, Хелен Друтт добровольно выполняла обязанности директора в течение семи лет. Тогда проходили содержательные выставки, яркие презентации, интересные лекции. А ещё она с упоением читала лекции прохожим, прямо на улицах Филадельфии, до того как в 1973-ем ей предложили курс истории ремёсел в колледже искусств. Работа помогает контактировать с художниками по всему миру.

Олаф Скугфорс, 1967, колье - серебро, аметист, турмалин, содалит

Олаф Скугфорс, 1967, колье — серебро, аметист, турмалин, содалит

Олаф Скугфорс, гривна с подвеской "Глаз"

Олаф Скугфорс, гривна с подвеской «Глаз»

Ювелирная коллекция госпожи Друтт удовлетворяет растущий интерес к современному дизайну. Первые приобретения Хелен в США – Скугфорс (Skoogfors), Лехцин (Lechtzin), Пейли (Paley).

Пол Бьюри, 1968, браслет

Пол Бьюри, 1968, браслет

Клаус Бьюри, кольцо

Клаус Бьюри, кольцо

Клаус Бьюри, кольцо - золото, пластик

Клаус Бьюри, кольцо — золото, пластик

Клаус Бьюри, 1970, кольцо Хелен Друтт - золото, пластик

Клаус Бьюри, 1970, кольцо Хелен Друтт — золото, пластик

Клаус Бьюри приехал в Штаты осенью 1973-его читать лекции, тогда же Хелен приобрела золотое кольцо с акрилом (Bury). Работа немецкого мастера Бьюри входила в каталог «Дюренской пятисотлетней юбилейной выставки», проходившей в 1970 году в Нюрбурге.

Элеонор Моти, брошь-камея - агат, серебро, позолота

Элеонор Моти, брошь-камея — агат, серебро, позолота

Квест закрутился после приобретения работ Гэри Гриффина (Gary Griffin), Дж. Фреда Воэля (J. Fred Woell) и Элеоноры Моти (Eleanor Moty), всё началось в 1960-ых, продолжилось в 70-е. Зарубежные покупки тех лет — браслет Герхарда Ротмана (Gerhard Rothman) и ожерелье Дэвида Уоткинса (David Watkins).

Дэвид Уоткинс, колье

Дэвид Уоткинс, колье

Европейские художники пользовались в Штатах безоговорочным спросом до конца 1980-х. В коллекции Хелен присутствуют пятнадцать уникальных ювелирных комплектов, изготовленных голландскими дизайнерами в 1970-х: «Приобрела украшения на конференции, где довелось встретить революционных художников. Удивительна роль шанса: увидела и полюбила работы мастеров уходящих в небытие. Их необходимо помнить».

Эмили Кобб, нестандартное колье

Эмили Кобб, нестандартное колье

Честный взгляд: ювелирные изделия — не самое необходимое для физического благополучия. Функция украшений, с одной стороны — интеграция фигуры и декораций, с другой – прагматичное соотношение объекта и тела. Модель украшения определяет эргономика. Шея, запястье, талия методично диктуют форму декоративной детали. Но практика дизайна подтверждает, художники нередко разрабатывают украшения, игнорирующие комфорт и мобильность тела. Так изделия 1970-80-х годов трактуют связь тела и ювелирного объекта, как нечто незначительное. Украшения преднамеренно высказываются языком скульптуры, перетекая в носибельные предметы. К тому же, каждый объект призван функционировать интеллектуально.

Бетси Кинг, 1992, брошь

Бетси Кинг, 1992, брошь

brooch

Ювелирка, как самостоятельный объект, не всегда годится для ношения. Трёхмерное украшение прижато к плоскости тела (тут вам не равнина). Украшение — барельеф, готовый подражать объёмам фигуры, её контурам. Абрис тела — трёхмерная живая арматура, необходимое условие для успешного дизайна.

Лам де Вольф, шляпа из дерева

Лам де Вольф, шляпа из дерева

Сьюзан Гамлет, 1983, браслет - серебро, акрил, пластмасса

Сьюзан Гамлет, 1983, браслет — серебро, акрил, пластмасса

С 1983 года крупная ювелирка регулярно поступает в собрание Хелен Друтт, в последнее время в чести авторы — Лам де Вольф и Кэролайн Бродхед. Крупномасштабные фигуры нуждаются в особой связи с телом, а соединить комфорт с функциональностью — не проблема. Отменяется традиционная идея, когда украшение просто служит телу. Теперь художественный стимул задаётся контуром — человеческий корпус словно обслуживает ювелирное изделие. По сути, функция украшений переопределена.

bracelet402

В коллекции трудно не заметить брошь из нержавеющей стали Петра Скубича (Peter Skubic) — лабиринт из зеркал и перьев. Бросаются в глаза серьги Георга Доблера (Georg Dobler) — квадратики цветного стекла. Тут же большое кольцо Макса Фрелиха (Max Frölich), настолько крупное, что может сразить наповал талантливого парня, который его изобрёл.

Кен Кори, 1974, колье Расцвет сквоша"

Кен Кори, 1974, колье Расцвет сквоша»

Ожерелье «Расцвет сквоша» (Squash Blossom) от Ken Cory из крошечных лампочек, пулевых гильз, с бронзовой литой подковой, с латунью, на кожаном шнуре. Хелен Друтт: «Лампочки очень хрупкие, не могу носить такое часто. Но очень люблю гнутую подкову».

Бумажная цепь

Бумажная цепь

paper

На выставке представлены «нежизнеспособные работы из альтернативных материалов», например, из бумаги. Миссис Друтт придумывала украшения дома, «на манекене в своей библиотеке». Ожерелье и головной убор от Лам де Вольфа (Lam de Wolf) из нейлоновой мононити; ожерелье и вуаль Кэролайн Бродхед (Caroline Broadhead); ламинированные ошейники Хироко Сато Пижановского (Hiroko Sato Pijanowski) и Мидзукики Юджина Пижановского (Eugene Pijanowski Mizuhiki) долго украшали одну из стен спальни Хелен, «ведь сделаны они довольно красиво».

Робин Квикли, 1978, подвеска - серебро, позолота, пластмасса

Робин Квикли, 1978, подвеска — серебро, позолота, пластмасса

Тони Гесслер-Шнайдер, 1979, брошь - золото, серебро, кость, турмалины

Тони Гесслер-Шнайдер, 1979, брошь — золото, серебро, кость, турмалины

Сьюзан Резак, 1981, колье - серебро, позолоченная бронза

Сьюзан Резак, 1981, колье — серебро, позолоченная бронза

Коллекция современных ювелирных изделий Хелен Друтт — микромир пересудов, толков, даже сплетен. С 1964-го собрание фиксирует активные годы широкомасштабной дискуссии, создаёт понимание эстетики, абстракции, ритуалов, минимализма, красоты. Творческие разговоры представляют множество направлений и непреложно касаются сути ювелирных изделий.

Рена Купман, ожерелье

Рена Купман, ожерелье

Ричард Модсли, 1972, подвеска - серебро, агат, зелёный оникс

Ричард Модсли, 1972, подвеска — серебро, агат, зелёный оникс

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв