Ювелирка Ренессанса

Подвеска Ренессанса

Подвеска Ренессанса

Живопись Возрождения – рисованная коллекция уже не существующих украшений. Тем интереснее разглядывать диковинные броши, подвески, кольца, колье, цепи, гирлянды, сетки… Что-то сложно представить на современницах, а иное — вполне.

barok_pendant11

barok_pendant12

barok_pendant14

barok_pendant15

portrait08

pendantspain16c_britishmuseiЛюбопытный факт, итальянские мастера нередко были одновременно скульпторами, художниками и ювелирами (Гиберти, Челлини, Боттичелли). Возрождение не ограничивалось языком и философией, наука и красота возводились в ранг добродетели. Ювелирные изделия прописывались столь тщательно, что украшали и даму, и кавалера, и картину. А ещё они позволяют историкам уловить изменения в моде, вникнуть в символизм драгоценностей.

ringdetal

ringelisabetdetal

Конечно, кольца Ренессанса отличались от современных, во-первых, были конструктивно сложны до предела. Во-вторых, некомплиментарное замечание: человеческой гигиене уделялось меньше внимания и значения, чем чистоте золота и драгоценных камней. Для украшений это плюс, для окружающих — минус.

Рафаэль. Портрет донны Гравида

Рафаэль. Портрет донны Гравида

Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци

Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци

Обручальные кольца носили итальянские мужчины и женщины, часто на «неправильных» пальцах, то есть, где хотели. В действительности не имеет значения, на какой перст водружать кольцо, или даже на какую его часть, сустав.

Рафаэль. Слева - портрет Аньоло Дони, справа - портрет Маддалены Дони

Рафаэль. Слева — портрет Аньоло Дони, справа — портрет Маддалены Дони

Это проиллюстрировано Рафаэлем Санти парными портретами Аньоло Дони и его жены Маддалены (1505-1506). Молодая пара носит кольца, ориентируясь на собственное хотение, благо их размещение не регламентировано.

Обручальное кольцо у Маддалены на безымянном пальце, у Аньоло - на мизинце

Обручальное кольцо у Маддалены на безымянном пальце, у Аньоло — на мизинце; вероятно одинаковый размер

Серьёзная Маддалена Дони, в соответствии с очевидной одержимостью украшениями, использовала немало ювелирного добра.

Подвеска Маддалены Дони

Подвеска Маддалены Дони

Все имущие женщины Ренессанса носили кольца по максимуму. Но жестокими правителями в 1415 году во Флоренции принят безжалостный закон: «Женщина не может носить на одном или нескольких пальцах в общей сложности более трёх колец. Во всех кольцах должно быть не более одной жемчужины или другого драгоценного камня. Эти ограничения распространяются на обе руки». Какая скука: одно кольцо с жемчужиной и к нему в компанию пара просто золотых, а пальцев — десять!

Джулиано Романо. Портрет Маргариты Палеолог

Джулиано Романо. Портрет Маргариты Палеолог

Тициан. Портрет женщины

Тициан. Портрет женщины

Граждане и гражданки Италии, иногда крамольно  пренебрегавшие фантазийным дизайном колец, были бесконечно огорчены ограниченным количеством оных.

Профильные портреты Ренессанса

Профильные портреты Ренессанса

perl01

Жемчуг в фаворе

Жемчуг в фаворе

Италия Возрождения «блеснула» целым каскадом законов, регулирующих ношение драгоценностей. В ту пору на пике популярности оказалась одержимость жемчугом. Венецианский сенат подсуетился и принял 15 октября 1562 года постановление: «Жемчужины, зарегистрированные в установленном порядке и вставленные в оправу, то есть «запечатанные», могут носить на шее на натянутой струне только жёны тех людей, на чьё имя жемчужины зарегистрированы; в течение десяти лет, но не более того; время исчисляется со дня вступления в брак». Действительно, зачем на одиннадцатом году семейной жизни украшения?

Рафаэль. Форнарина, фрагмент

Рафаэль. Форнарина, фрагмент

Маддалена Дони хвастается тяжёлой жемчужиной в подвеске, множеством колец. А полуголая красавица Форнарина (того же Рафаэля) демонстрирует единственную жемчужину, свисающую с гранатовой броши на тюрбане. Дотошные эксперты по этой примете трактуют: девушка на портрете — не Мария Биббиена, с которой публично помолвлен Рафаэль; это Маргарита Лути, чьё имя переводится с латинского как «жемчужина». Судя по обилию жемчуга на портретах Возрождения, другого имени в богатых домах Италии не было (по логике учёных).

Рафаэль Санти. Форнарина, 1520

Рафаэль Санти. Форнарина, 1520

Женщины Возрождения без дискомфорта носили колечки на средней фаланге. Форнарина столь очаровательна, что живо всплывают пятисотлетние романтические слухи об отношениях Рафаэля и дочери пекаря. Только в 1980-е годы с помощью рентгеновского анализа обнаружили на среднем суставе левой руки Форнарины тонкое золотое колечко с мелкими рубинами. Когда 37-летний художник умер, полотно находилось в мастерской, кто-то из сердобольных учеников закрасил перстенёк толстым слоем светлой краски, предупреждая большой скандал. Ведь Рафаэль собирался жениться на Марии — племяннице кардинала Довици Биббиена, правда невеста не дожила до свадьбы, но если обнародовать запретную связь с Форнариной, велика вероятность потерять заказы Ватикана.

Рафаэль. Портрет кардинала Биббиена

Рафаэль. Портрет кардинала Биббиена

Школа Рафаэля поспешно прикрыла кольцо айвой и кустами мирта (символизирующими верность и плодовитость), делалось это с целью благородной — получить стипендию от Ватикана для Микеланджело. Портреты свидетельствуют, кольцо на средней фаланге не доставляет неудобств, хитрец Рафаэль написал его таким полупрозрачным с умыслом — не афишировать.

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Козимо I де Медичи

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Козимо I де Медичи

Ренессансных портретов с обилием перлов не перечесть, словно не было законов жёстко регламентирующих женские чаяния.

eleonoratoledo_bronzino_det

Жемчуг умеет говорить. На портрете Элеоноры Толедской с маленьким Козимо I де Медичи, дама всем видом показывает: её положение в мире и обществе позволяет носить жемчуга без ограничений — два ожерелья, сетка в волосах, серьги, отделка платья, даже кисточка пояса. Всё могут короли… и жёны герцогов.

Элеонора Толедская, фрагмент

Элеонора Толедская, фрагмент

В 1440 году вышла книга, которая свела с ума итальянцев — подробное описание процесса создания поддельного жемчуга. Что тут началось! Вы угадали, желаемые подделки настолько завалили рынок, что удивительно, как он не развалился.

barok_pendantspain16c

barok_pendant03

barok_pendant07

barok_pendant08

barok_pendant09

barok_pendant10

barok_pendant13

Торговля подлинными перлами в Венеции пошатнулась, чтобы не обанкротиться, правление республики приняло устрашающий закон: «мастера, делающие ложный жемчуг, будут караться потерей правой руки и десятилетней ссылкой».

Подвеска "Марс", 1550

Подвеска «Марс», 1550

barok_emanel_pendant

barok_nereidandchild_pendant

barok_pendant

barok_pendant02

barok_pendant04

barok_pendant05

Итальянцы верили, алмазы и жемчуг обладают целебной силой. Лоренцо де Медичи лечился питьём варева из перетёртых в порошок адамас-камней и перлов, прежде чем умер в 1492 году. Это были чрезвычайно дорогие лекарства. Ерунда, в наши аптеки они не ходили!

Лоренцо де Медичи пил украшения

Лоренцо де Медичи пил драгоценные камни

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв