Ювелирная коллекция

00helendruФранцузские кутюрье, признанные фэшн-законодатели. Они советуют взрослым женщинам на фоне классической одежды делать обязательные акценты модными аксессуарами. Украшение – желанная изюминка, пристроить такое к месту и времени мечтают многие, удачно подобранная бижутерия – острый, яркий штрих, соль образа. Когда находка удалась, аплодисменты неминуемы.

brooch407

brooch406

Солидный возраст разрешает яркие аксессуары, рекомендует видные акценты. Коллекционер современной ювелирки Хелен Уильямс Друтт (Helen Williams Drutt) –поклонница неординарных брошей. К месту её высказывание: «Авторские ювелирные изделия обычно дышат добром, создаются для определённого индивидуума и не тиражируются. Украшения подвластны художникам с уникальным творческим видением и различными философскими идеями. Моя обязанность — исследовать поле, выбирать диапазон эстетики, широту творческого спектра, характеризующего ювелирное искусство США второй половины двадцатого века».

Кожаное колье

Кожаное колье

В массе искусство середины прошлого столетия — бессвязное, депрессивное. Хелен Друтт толкует о психике художников, коммерческих объектах, тонком зрительном нерве, обсуждает материалы, экологическое пространство. Данный период ювелирки двусмыслен, эфемерен, буквален, метафизичен, но у него собственное место в истории. Работы XX столетия всё таки дерзнули перечеркнуть старую моду, обычаи.

bracelet403

Хелен способна командовать армией безо всякой артиллерии. Королева современной ювелирки обладает большими полномочиями, нежели обещают её сияющие глаза. Самоуверенная, слегка озорная женщина, по-свойски берёт историю за руку, и если нужно, опирается на неё.

bracelet400

Museum of Fine Arts, Houston, (сокращённо MFAH) — один из самых крупных художественных музеев США. Куратор Синди Штраус метко называет Хелен Друтт «забавным рекламным щитом для поля», наверное, в смысле: все украшения замечательно отображаются на ровной палитре её чёрного платья.

helenn3

helenn

Куратор MFAH Синди Штраус однозначно признает износостойкость мировоззренческих украшений, как работы Хирамацу Ясуки (Hiramatsu Yasuki) или корона с шарниром на петлях с тремя брусками Дэвида Уоткинса (David Watkins). Лишь треть философской ювелирки фигурирует в орнаментальном искусстве, но экспонат в любом случае становится энциклопедическим.

Яцуки Хирамацу, колье, серьги

Яцуки Хирамацу, колье, серьги

Дэвид Уоткинс, проволочные колье

Дэвид Уоткинс, проволочные колье

Когда собрание Хелен Друтт стало частью MFAH, хозяйке подумалось: вот он, апогей, можно уйти на покой, а следующее поколение (свежие коллекционеры) начинает документировать собственное видение, собирать новую информацию, знакомить публику с неизвестными дизайнерами и таинственными территориями. Впрочем, интерес к классификации не умирает, а если это в крови, процесс не может быть остановлен. Хелен Друтт не заметила, как начала изучать ювелирное искусство другого поколения. Она оглядывается назад либо смотрит вперёд далеко не всегда с целью приобретения, но вне сомнения — для сбора информации.

Брошь-фибула

Альберт Пейли, брошь-фибула

Первый зарубежный показ коллекции Хелен Друтт проходил в Монреальском музее декоративного искусства (Канада) в 1984 году, затем — Филадельфия, Кливленд, Гонолулу, Хельсинки, Гётеборг, Амстердам, Остенде, Цюрих. В путешествиях собрание непрерывно росло. Когда экспозицию сняли с демонстрации, развитие базы продолжилось.

Каталог "искусство орнамента"

Каталог выставки «Искусство орнамента»

ornamentmfan2

В 2007-ом в Хьюстонском музее дебютировал (после двенадцатилетней спячки) салон «Искусство орнамента» (Ornament as Art) — авангардные ювелирные изделия из коллекции Хелен Друтт. Ожерелья, браслеты, броши, кольца, серьги, несколько ювелирных эскизов, расположились за плексигласовыми экранами. Для хозяйки собственные украшения как люди, символизирующие жизнь и дружбу.

exibition600

Словно катализатор «Искусство орнамента» подействовало на других, появились коллекции Дафны Фараго, Донны Шейер, Элизабет Агро, вызвавшие интерес. Орнамент — историческое искусство, замечательный вспомогательный инструмент. В коллекции любая вещь индексирует желание: аспект может быть как принят, так и отстранён.

Индекс Ротмана

Индекс Ротмана

Хелен ко всему относится с чувством юмора. Вот золотой Finger Index Герда Ротмана, отлитый в 1994 году. «Индексный указатель» по-латыни — указательный палец. Друтт признаётся: «Причина, по которой мне непременно нужен золотой палец — люблю писать. Жаль, у меня не было этого перста раньше, сколько бы всего я написала».

nose400

nose401

А вот и Герд Ротман "с носом"

А вот и Герд Ротман «с носом»

Рядом с «индексом Ротмана» — «золотой нос Хелен», точно повторяющий форму дышалки миссис Друтт. Забавное украшение знатный коллекционер действительно применяет по назначению, однако, дама припомнила: «С золотым носом пришла на открытие выставки Сальвадора Дали в Филадельфийском музее изящных искусств; думала, эффект спровоцирует бесконечный интерес и комментарии, но никто не подумал этого сделать. Спрятанный за маской нос, позволяет сказать: ночь провела инкогнито, хотя испытала некоторое разочарование».

Шарон Крансен, колье из дерева

Шарон Крансен, колье из дерева

Деревянное колье, коллекция Хелен Друтт

Деревянное колье, коллекция Хелен Друтт

Кольцо - серебро, дерево

Кольцо — серебро, дерево

Ральф Беккер (Нидерланды), кольцо - дерево, золото

Ральф Беккер (Нидерланды), кольцо — дерево, золото

В 1960-е годы появилось движение «назад к природе», художники обращались ко всему натуральному. Строгая геометрия — антитеза природы, присущая машинной эстетике. Но прелесть природного непреходяща, потому всегда признана модной. Диалог о природе блуждает по путям абстракции, интеллекта, истории, естественных наук. Первоначальное вдохновение, романтизированное природой, лишь начало процесса, определяющее материал украшений — золото, серебро, медь, латунь, драгоценные и полудрагоценные камни, пластмасса, стекло. Неразрешимая загадка: что в итоге восторжествует, механизация или ручной труд? Одни ювелиры отстаивают природу, другие – фанаты искусственного.

Нестандартные колье

Нестандартные колье

Художники презирают формальность. Человеческая рука владеет традиционной обработкой металла — шаблон, чеканка, резьба. Текстуру металла эксплуатируют любители природной эстетики, они и камни предпочитают в органической форме, дабы воспеть естественную красоту.

Дженнифер Траск, брошь

Дженнифер Траск, брошь

Дэвид Уоткинс, 1974, пластмассовый браслет

Дэвид Уоткинс, 1974, пластмассовый браслет

Пластмасса интересна гладкой, литой поверхностью. Но есть проблема, это искусственные вещества, а на подъёме всё натуральное. В 1960-е годы появились новые технологии, необычные текстуры. Формальный диалог эстетики и дизайна исподволь провоцирует разнообразие размеров.

Хелен Ширк, брошь - серебро, эмаль

Хелен Ширк, брошь — серебро, эмаль

Марджори Шик, браслет из коллекции Хелен Друтт

Марджори Шик, браслет из коллекции Хелен Друтт

Колье с эмалью

Колье с эмалью

Петер Чанг, браслет из стекла

Петер Чанг, браслет из стекла

Краски усиливают образ. Цвет призван визуально выделять металлы и минералы в изделиях. Диапазон красок золота невелик, серебро — аналогично. Камни подбирают к цвету металла, усиливая естественную прелесть. Природа не бывает монохромной, даже на ранних исторических этапах возникали цветовые контрасты. Развитие цвета сопряжено с рисованием: ожерелье Эстер Кнобель акцентирует яркое граффити, крашеная ткань в украшениях Лам де Вольфа пестрит словно палитра экспрессиониста, Дебра Рапопорт раскрашивает вручную свои ювелирные конструкции, минималист Эмми ван Леерсум тонирует сталь.

Дебра Рапопорт, 1983, колье из пресс-папье и шпагата

Дебра Рапопорт, 1983, колье из пресс-папье и шпагата

debrarapoport

Коллекция госпожи Друтт занимает в доме многоярусный комод и несколько сейфов: «Забочусь об артефактах, приобретаю изделия у пока непопулярных художников. В экспозиции выделены художественные течения, влияющие на современную ювелирку — минимализм, движение Баухауз».

Дэвид Тисдейл, 1981, браслет - серебро, алюминий, бриллианты

Дэвид Тисдейл, 1981, браслет — серебро, алюминий, бриллианты

Дэвид Уоткинс, колье

Дэвид Уоткинс, колье

Хелен Друтт рекомендует доверять собственной интуиции и напоминает слова Матисса: «Одна нога в музее, другая — в мире». Для создания коллекции необходим инстинкт, не заострённый на творениях художников или сосредоточении артефактов. Каждая коллекция вправе служить широкому кругу зрителей.

Современный шатлен из коллекции Хелен Друтт

Современный шатлен из коллекции Хелен Друтт

Продолжение следует…

Уильям Харпер, 1992, брошь - сеоебро, турмалин, эмаль

Уильям Харпер, 1992, брошь — сеоебро, турмалин, эмаль

Вы можете пропустить все до конца и оставить ваш ответ. Размещение обратных ссылок в настоящее время не допускается.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв