
Столик Пейли
Альберт Пейли, выдающийся мастер по металлу, начал карьеру с профессии ювелира, продолжил как скульптор. В каждой работе дизайнера органично присутствуют обязательные элементы: природное, искусственное, человеческое. На «трёх китах» базируется всё творчество именитого художника.

Альберт Пейли, кованые ворота
В 1973 году, двадцатидевятилетний ювелирный дизайнер Пейли выиграл грант Смитсоновского института на проектировку входных ворот вашингтонской галереи Ренвик. За год до этого, Пейли представил комиссии эскизы и, к собственному удивлению, получил престижный заказ. Удачно сложились звёзды, настал черёд прославить имя ковкой.

Установка ворот

Портальные ворота галереи Ренвик
Парадный вход в галерею Ренвик – дело непростое, огромные ворота за неделю не сделаешь. Сначала Пейли нашёл помещение, заполнил кузнечным оборудованием. Бывший студент Ричард Палмер помогал преподавателю, вместе они потратили год на создание достопримечательности.

Другие ворота Пейли
Портальные ворота стали прорывом в другую жизнь, мастер признался: «Оглядываясь назад, скажу, никогда не задумывался, как данный шаг способен изменить карьеру. Возвышенная репутация галереи Ренвик и после проекта продолжала питать меня заказами, которые благополучно привели в архитектуру».

Ханукия, 2013

Лампа

Каминные аксессуары
Вскоре Пейли сделал личное открытие: крупномасштабные архитектурные элементы отлично дополняются филигранной отделкой, но «сидеть на скамье ювелира и размахивать кузнечным молотом — разные вещи». Портальные ворота развернули металлообработку в сторону функционального дизайна: столы, лампы, напольная скульптура.

Альберт Пейли, брошь

Брошь Пейли
Мастер прославился оригинальным стилем украшений и крупномасштабными изделиями. Сохранилось описание подбора украшений, созданных Пейли «для определенной личности, которая смогла бы носить это, то есть исключительно для сильной женщины, а не для тех, кто подавлен». Редкий художник задаёт настроение.

Альберт Пейли, серьги
Его драгоценности всегда поражали величиной и необычностью, однако случилось непредвиденное — Пейли разочаровался в ювелирном дизайне: «Художественное поле переполнено и воспроизводится от простейшего».

Альберт Пейли, колье
Когда мастер отошёл от ювелирного дела, то затребовал свои украшения из галерей, вернул домой и посадил под замок. Три десятилетия спустя, цацки шестидесятых-семидесятых начали уходить на аукционах по ценам, которые легко могли сделать счастливым Пейли в разгар ювелирного прошлого. Десятки тысяч долларов нынче дают за милые «финтифлюшки» мистера Альберта.

Серебряная брошь Пейли

Брошь

Альберт Пейли, кольцо
Пейли: «Я относился к украшениям, как к форме искусства, а не к модным аксессуарам. Меня привлекал масштаб фигуры, в результате драгоценности получались не плоскими, графическими, как большинство ювелирных изделий, а трёхмерными, как человеческое тело. Идея диктовала украшение».

19 дюймов
Откровенный гигантизм правит в ювелирке Пейли. Вот грозная подвеска длиной 19 дюймов — от шеи до талии. Многие авторские ошейники совсем не прячут игривые фаллические намёки.
Если подвески Пейли откровенно эротичны, то броши отражают явное увлечение модерном и классикой. Ювелира привлекали древние этрусски, римляне, греки, под впечатлением от античных драгоценностей он придумал ряд фибул.

Альберт Пейли, фибула

Фибула Пейли

Фибула

Альберт Пейли, фибула
Даже когда фибулы Пейли выглядят классически, они могут достигать в ширину шести дюймов (более 15 сантиметров) и продолжают воплощать идею художника о совершенной женщине: сильной, независимой, «с определенной индивидуальностью, позволяющей носить такое».

Броши Альберта Пейли

Брошь, 1969, золото, серебро, жемчуг

Брошь Альберта Пейли
В драгоценностях Пейли негабаритные броши символизируют не только мощную тётку, но и крупную работу.

Колье Альберта Пейли
Коллекционер авангардной ювелирки Хелен Друтт, обладательница четырёх украшений Пейли, на вернисаже в Хьюстонском музее изобразительных искусств безапелляционно заявила: «Пейли никогда не будет делать украшения снова». Но мастер совсем непрост, он нередко бросает вызов ожиданиям, даже собственным. Пару лет назад получил заказ на интересную подвеску, после чего спокойно достал инструменты и заявил: «Когда я занимался ювелирным делом, то не представлял, что могу этого не делать, а когда начал работать с металлической скульптурой, не думал, что снова возьмусь за ювелирные украшения. Я загадываю загадки и отгадываю их сам».

Стенли Лехцин, брошь из коллекции Хелен Друтт

Стенли Лехцин, торквес из коллекции Хелен Друтт

Стенли Лехцин, колье из коллекции Хелен Друтт