Жизнь в цветах

00

Цветы очаровательны в уборах цариц-императриц. У этого сословия никогда не наблюдалось недостатка в украшениях. А они неожиданно любили цветы. Возможно потому, заметил Вадим Синявский, что «даже полевой цветок на платье королевы становится королевским украшением».

Жозефина де Богарне

Жозефина де Богарне

Волосы Жозефины де Богарне (1763 – 1814) — любимой жены Наполеона Бонапарта, придворные убирали гирляндами живых роз. Императрица могла позволить себе такую роскошь повседневно. Остальные дамы украшались живыми цветами только по случаю большого выхода. Усадьба Мальмезон, в которой разведённая императрица доживала век, утопала в цветах.

Императрица Жозефина

Императрица Жозефина

Дама с фиалками в волосах

Дама с фиалками в волосах

Особая любовь Жозефины – фиалки, идентичные по звучанию французскому слову «мысль», отчего на языке цветов они сигналят: «Все мои мысли о Вас».

Императрица Евгения

Императрица Евгения

Последняя императрица Франции — Евгения (1826 – 1920) блистала природной красотой и была отмечена в обществе как законодательница мод.

Евгения

Евгения

Особенно увлекало жену Наполеона III времечко королевы Марии-Антуанетты. Стиль рококо, густо задекорированный розочками, беззастенчиво проглядывал в нарядах и украшениях мадам императрицы. Европа быстро подхватила придумку Евгении и наступило «второе рококо».

Портрет принцессы Виктории, будущей королевы

Портрет принцессы Виктории, будущей королевы

Не брезговала украшать себя цветами английская королева Виктория (1819 – 1901).

Королева Виктория

Королева Виктория

Драгоценные броши и диадемы, принадлежащие Короне, никто не запрещал, но цветы в волосах и на лифе Её красивого Величества были замечены неоднократно.

Портрет королевы Виктории

Портрет королевы Виктории

Портбукет

Принцесса Стефани

Принцесса Стефани

Анна Милдер Кауптман, оперное сопрано

Анна Милдер Кауптман, оперное сопрано

Гирляндами и букетиками дамы украшали роскошную одежду и всячески стремились продлить недолгую красоту растений.

port01

Чтобы цветы увядали не столь быстро, придумали портбукеты, от французского porte-bouquet – миниатюрная ваза для цветов.

port02jpg

В России такие футляры именовали портбукетница и обычно делали, комбинируя несколько материалов. Самые распространённые экземпляры из серебра, но известны портбукеты золотые, костяные, роговые, фарфоровые, перламутровые, хрустальные, даже из папье-маше. В нижнюю продолговатую часть наливали воду и помещали стебли цветов.

port03

Родился портбукет во Франции в середине XVII века в эпоху правления короля Людовика XIV. Отсюда модный аксессуар беззастенчиво отправился покорять другие страны.

hair12

Дамы с восторгом украшали свежими цветами волосы и одежду. В XVII-XVIII столетиях, чтобы сохранить свежесть, растительность помещали в крохотные бутылочки с влажным мхом, спрятанные в складках одежды, в углубление лифа, в валик причёски.

port05

В те смутные времена «Мойдодыра» не читали, мыться не любили. Французского короля Людовика XIII впервые искупали в шесть лет. Считалось, мытьё – верный путь к болезни. При таком амбре, источаемом прекрасными немытыми дамами и кавалерами, ароматные букетики были очень кстати.

Портбукет - золото, бриллианты, изумруды, Алмазный фонд

Портбукет — золото, бриллианты, изумруды, Алмазный фонд

В России мыться любили: банька — святое. Признанный как бальный аксессуар портбукет, по мнению историка моды Александра Васильева, был все-таки необходим: «Живые цветы дамы держали ближе к носу, потому что мужчины в пушкинскую эпоху пахли псиной».

porttt

Живые цветы считали не только украшением, а благодаря запаху, носителем защитных свойств — родственником благовоний. Люди верили, чудесная сила приятных ароматов оздоравливает организм, препятствует инфекционным заболеваниям.

Портбукеты-броши

Портбукеты-броши

В первой половине XIX века стиль бидермейер вернул подзабытые портбукеты к жизни. Дамы бросились украшать себя живыми цветами, приколотыми к корсажу, а танцующие непременно держали их в руках. Популярность коснулась портбукетов-брошей.

porthand

Но в 1860-е годы цветы просто начали прикалывать к лифу или к декольте. Тогда же вошли в моду браслеты унизанные цветами, как живыми, так и искусственными.

porthand03

porthand02

Портбукет крепился к платью или просто зажимался в руке. Если ухаживание принималось, то преподнесённые кавалером цветы демонстрировались окружающим. Тогда же появились портбукеты с кольцом и цепочкой – так проще зафиксировать аксессуар во время танца.

portring

Иногда порбукет пристёгивали браслетом-цепочкой к запястью или подвешивали к шатлену. Изредка ручка портбукета раскладывалась в ножки, что позволяло поставить его как вазочку для цветов.

portfoot

Портбукеты украшали драгоценными камнями, жемчугом, миниатюрами, эмалями. К нему (как и к вееру) крепили зеркальце для увеличения обзора, ведь крутить головой, рассматривая окружающих, было непозволительно. Ну, да — ножки в ручки и вперёд!

Эркюль Пуаро

Эркюль Пуаро

Просуществовали портбукеты до начала XX века. Но даже в преддверии нового столетия Эркюль Пуаро демонстрирует скромный стилизованный портбукетик.

portperlamutr

Сегодня сохранившиеся экземпляры ласкают глаз уникальностью безвозвратной эпохи, в которой цвести цветам помогали милые портбукеты.

port07

Продолжение следует…

port06

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Хотите узнавать о новых статьях?

Введите свой e-mail:

Оставить отзыв