
Александр Колдер, колье
Странные фигуры скульптора Александра Колдера — начало его «ювелирных изделий, необычных для тела, обусловленных лишь естественными формами человека». В шестидесятые-семидесятые годы, дизайнеры украшений Альберт Пейли и Марджори Шик, свели эту концепцию под один знаменатель с эротикой и получили собственные дивиденды.
Колдер — автор более двух тысяч оригинальных ювелирных изделий, каждое неповторимо и сделано его руками. Не скупясь, он дарил забавные цацки близким и друзьям. Уникальность украшений подчёркивает отсутствие привычной пайки, соединение осуществлялось обычными заклёпками и петлями. Даже если бы мастер не изобрёл знаменитую проволочную скульптуру, мобили и стабили, его работа ювелирного дизайнера независимо оценивается как выдающаяся. Создатель условно примитивных украшений остался в истории очень искусным ремесленником. В отличие от многих, он делал всю эту красоту собственными руками.
«Многие художники, особенно скульпторы, создающие ювелирные изделия, параллельно воплощают их в крупных предметах. Это стократ верно для Колдера» — утверждает Тони Гринбаум, специалист по ювелирке модерна.
Вместе с модернистами Колдер активно использовал племенной орнамент, с абстракционистами скручивал из проволоки грядущий хай-тек, с чувством юмора создавал украшения по мотивам мультфильмов с элементами фарса. Классический пример: проволочная карикатура на звезду кабаре Жозефину Бейкер, которую Колдер застал в разгар её сексуальной славы: в 1928 году танцовщица давала обильную пищу бесконечным пересудам даже в весьма раскрепощённом Париже.
Колдеру нравилось необычное: влекло примитивное искусство Африки, «необетованных» частей Азии, индейцев Южной Америки. Украшения, навеянные «азбучными» народами, из латунной или стальной проволоки с соответствующими немудрёными вставками из стекла, керамики, дерева неожиданно органично удавались уроженцу штатовского городка.

А вот и наша кириллица

Кириллица и кириллица
В основном бижутерия Колдера выполнена из латуни и серебра.

Броши Колдера

Колдер, брошь-монограмма

Личная монограмма Колдера
Мне особо симпатичны бесчисленные монограммы Александра Колдера.
Украшение-монограмма веками не утрачивает актуальности как личный символ. Монограмме более двух с половиной тысяч лет. Древняя Греция и Рим отмечали буквенными символами медали, римские императоры заменяли монограммой личную подпись. В Средневековье культура монограммы достигла апогея. Личный знак имели короли и придворные, аристократы и духовенство, художники и писатели, позднее, его считали обязательным для себя капиталисты — владельцы «заводов, газет, пароходов». Монограммы украшали драгоценности, личные вещи, мебель, особняки, кареты.
А уж в ювелирном деле монограммы популярны и сегодня: почётные награды, знаки отличия, именные драгоценности, почётные медали и ордена. Легендарные украшения ювелиров прошлого восхищают и нынешних мастеров.

Джорджия О’Киф с подвеской Колдера

Джорджия О’Киф с брошью-монограммой от Колдера
Колдер вдохновенно крутил проволочные монограммы для знаменитых современников. Художница Джорджия О’Киф – поклонница ювелирки Александра носила любимую брошь-монограмму ОК неожиданно вертикально.

Брошь, буква W, 1962

Колдер, брошь буква М
Колдер создавал украшения и в шестидесятые годы, о чём свидетельствует серебряная брошь 1962-го года — буква «дабл ю», один из инициалов WM друга Колдера по имени Уинфред Маккаллох (Winifred McCulloch). Украшение W было продано на аукционе Skinner в Бостоне в марте 2017 года за 15 990 долларов. На фото видно, художник работал без припоя, формировал каждый изгиб вручную, даже обернутый проволокой штырь, вписанный в кривую броши, дело его кропотливых рук.

Брошь-монограмма СМ — Маргарет Колдер

Маргарет Колдер — сестра

Симона де Боливар, серьги от Колдера
Знаменитости свято верят в магию дизайнерских украшений. Александр Колдер – признанный бренд.

Жерар Филипп и Жанна Моро

Катрин Денёв
Актриса Катрин Денёв – завсегдатай блошиных рынков Парижа, без устали коллекционирует винтажную одежду, редкие украшения. В её собрании великолепные серьги Колдера, скрученные из широких полосок серебра.

Брошь Boss
Глава Фонда Колдера, Александер Роуэр каталогизировал работу деда два десятилетия: «Все величайшие достижения дизайнера случились до 1945 года — ювелирные изделия, проволочные инсталляции, цирковые находки. Этот парень придумывал скульптуры из промышленных материалов, видел ценность предметов, незамеченных другими. Его «драгоценные камни» — кусочки битого стекла, сломанной керамики — маленькие сокровища, оставленные без внимания людьми».
В этом весь Александр Колдер. Он видит незримое, творит — непривычное. Это делает его уникальным и единственным, хотя вроде бы совсем несложно взять плоскогубцы, моток проволоки и стать дизайнером.