
Украшения Арт-Смит в журнале Life
Уроженец Карибского бассейна Артур Джордж Смит – один из ведущих мастеров ювелирного модерна середины XX-го столетия. Имя Артур и фамилия Смит слились в брендовое Art-Смит, однако желательно всё-таки трактовать первую часть, как английское слово «искусство». Кстати, фамилия Смит изначально полагалась кузнецам, значит ювелирный труд Артура — знаковое продолжение некогда родового ремесла.

Артур Смит и его серебряное колье
Артур Смит родился в революционном 1917-ом на Кубе, куда родители эмигрировали с Ямайки. Когда мальчику исполнилось три года семья переехала в Нью-Йорк. Здесь повзрослевший наследник Гарлема обучался в серьёзных университетах — Cooper Union и NYU.
Позднее судьба свела Смита с интересным человеком — ювелиром Уинфридом Мейсоном (Winifred Mason). Талантливый афро-американец работал в Нью-Йорке с начала 1940-х годов, чаще по меди, вдохновляясь культурными традициями индейцев запада. Считается первым чёрным ювелиром в Штатах, признанным как успешный коммерсант. Уинфрид Мейсон — бакалавр английской литературы (1934) и магистр Нью-Йоркского университета (1936), в начале 1940-х обучал молодёжь навыкам работы с металлом в Junior Achievement, где и произошло знакомство с Артуром Смитом.

Уинфрид Мэйсон

Украшения Мэйсона

Броши Мэйсона

Браслеты Мэйсона

Колье Мэйсона
Наработав существенный ювелирный опыт, Мейсон открыл студию в престижном нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж.

Запонки Мэйсона

Броши Мэйсона

Джазовая певица Билли Холидей
Товары преуспевающей арт-студии продавались во флагманских универмагах, таких как Lord & Taylor. Большая часть украшений делалась на заказ, да и клиентура была под стать, например, американская чернокожая певица Билли Холидей.
Среди талантливых сотрудников студии Гринвич-Виллидж оказался и Артур Смит. Он не ограничился ролью подмастерья при виртуозном маэстро, а создал собственное дело, а заодно стал первым широко признанным ювелиром афро-американцем. Здесь, на Манхэттене, с 1946 по 1979 годы успешно работал магазин Арт-Смита.
Артур Смит – гей. В те поры это направление не приветствовалось и за нетрадиционную ориентацию ювелир подвергся жёсткому рукоприкладству вскоре после открытия магазина. Витрины его ювелирной лавки неоднократно били, пока Артур не догадался перебраться в более дорогое место, ближе к Вашингтон-Сквер-парку.

Арт-Смит

Лена Хорн
Афрокарибец, предсказуемо отнесённый к поклонникам джаза и современного танца, был лично знаком с известными американскими музыкантами и танцовщиками, среди них такие величины как Лена Хорн, Гарри Белафонте, Талли Битти. Последнего связывали со Смитом очень близкие отношения.

Витрина с украшениями Арт-Смит
Шестидесяти пятилетний Артур Смит умер в 1982 году от сердечного приступа в Нью-Йорке.

Модерновый браслет, Арт-Смит, 1948

Артур Смит и его браслеты
Art-Smith — искусство Смита. Ювелирные изделия «вдохновлённые сюрреализмом, биоморфизмом и примитивизмом динамичны по форме и размерам, замешаны на глубоком понимании женских форм».
Многие его украшения предназначались авангардным танцорам, что ощутимо влияло на стиль ювелира.

Модель с украшениями Смита, фото из старого журнала

А это современные фотографии тех же украшений — кольцо, колье, браслет
Бижутерия Смита довольно крупная, сам мастер говорил: «Украшение — в некотором смысле, объект, который не является самоцелью. Ювелирное изделие вызывает логичный вопрос «что это», пока не связано с конкретным телом. Плоть – такой же компонент дизайна, как воздух и пространство. Тело – материал для работы, как линия, форма, цвет, а для меня — одно из основных побуждений при создании модели украшения».
Ювелирка Арт-Смита отличается динамичными размерами и крупными формами, при этом сохраняет неожиданную лёгкость и функциональность.

Артур Смит и его знаменитое проволочное колье

Смит по мотивам Колдера
На работы Артура Смита заметное влияние оказал Александр Колдер. Восхищение, уже признанным к тому моменту мастером, выразилось у начинающего ювелира яркой интерпретацией современного искусства. Надо отдать должное Смиту, он придумал собственное понимание непривычных проволочных украшений. Ювелирка Артура часто принимается за творения Александра, путаницу провоцирует некоторая идентичность стиля и задействованная проволока.

Личное клеймо Арт-Смита на серебряной броши
Смит пренебрегал дорогостоящими материалами — золотом, платиной, драгоценными вставками, зато охотно использовал медь, латунь, бронзу, изредка поделочные камни. Даже серебро, как драгметалл – нечастый гость в изделиях Смита. И всё-таки, мастер снисходил до создания золотых и серебряных украшений. Роскошь обычно делалась не на продажу, драгоценности обнаружены среди личного имущества Артура уже после его смерти. Хотя серебряные украшения его авторства встречаются как проданный товар.

Золотые запонки Смита с древними монетами
Одно из украшений чёрного ювелира недавно продано за 22 000 долларов. Купивший раритет собиратель арт-объектов сообщил газете «Нью-Йорк Таймс»: запонки Смита — самые ценные в моей коллекции.
Ещё при жизни Смита его работы опубликованы в модных изданиях Vogue, Harper’s Bazaar, Life, экспонировалась в Музее современных ремёсел.
В 2008-11 годах проводилась посмертная выставка работ афрокарибца в Бруклинском музее, его изделия присутствуют в постоянной экспозиции Музея Купера Хьюитта, в Музее искусства и дизайна, в Бостонском музее изобразительных искусств.
Бруклинский музей второй по величине в Нью-Йорке. Здесь организовали ретроспективную выставку модернизма, посвящённую карьере и работам Артура Смита в 1940-70-е годы. Экспозиция дополнена архивными материалами, вывезенными из имения художника, в том числе оригинальным знаком магазина, разработанного Смитом, и фотографиями моделей, демонстрирующих его произведения. Собрано немало эскизов и незавершенных работ, инструментов из его мастерской, наглядно представлен рабочий процесс.

Кольцо Смита
Сара Шлёнинг, куратор декоративно-прикладного искусства и дизайна, открыла проект: «Смит видел тело человека как естественную платформу для своих драгоценностей, это помогало создавать уникальные и драматические украшения. Он заслуженно является известным дизайнером, чья уникальная работа гордо представляет наше сообщество».

Ожерелье, 1962