Прошла очередная выставка «Ару», где меня ждал очаровательный подарок: серебряные клипсы – крупные цветы из натурального калининградского янтаря. Уж я их нянчила, на уши пристраивала, а потом прикрепила к платью и потеряла дар речи – так вот ты какой, цветочек янтарненький!
С клипсой по жизни
В 80-е годы в продаже не всегда была интересная швейная фурнитура, приходилось покупать что-то впрок. Однажды моим уловом стала странная «пряжка» в виде раковины из белого металла с черной эмалью. Это добро, жадно купленное в двух экземплярах, оставляло смутную догадку о своем назначении. Правда одна из «причуд» была тут же вручена кому-то и исчезла в неизвестном направлении. Другую — покрутила и придумала декорировать ею черный ремешок. Только теперь понимаю: мне попалась совсем немассовая вещь советского производства — дресс-клипса.
Дресс-клипсы — зажимы для ткани, меха, вязаного трикотажа появились на стыке XIX и XX веков. Знакомые советским дамам клипсы для ушек имеют в «паспорте» более позднюю дату рождения — 1926 год. Именно тогда был выдан патент на их производство.
Клипсы отличаются диковинным разнообразием: для платьев и обуви, для браслетов и серег, для волос и сумочек. Каждый вид имеет свой собственный механизм зажима.
Даже ушные клипсы могут похвастаться несколькими видами креплений. Мало знакомые нам винтовые клипсы были популярны в Штатах в первой половине XX века.
Многие фирмы «баловались» выпуском украшающих зажимов.
Теперь определить авторство можно только сопоставив выданные когда-то патенты – в те годы на бижутерии редко ставили дизайнерский знак.
Лишь во второй четверти XX века появилось личное клеймо у особенно ярких творцов «костюмных украшений».
Создателем застежек для дресс-клипсов принято считать Картье. Во всем мире броши с зажимами по сей день называют «клипсами Картье».
Придумать что-то принципиально новое — сложно, но немного модифицировать клипсовые зажимы все-таки удалось самым одержимым.
Конечно в этом списке оказалась Шанель – безудержный новатор 1930-х. И итальянский эмигрант Трифари. По иронии судьбы, его клипсовые застежки, рожденные в США в 1950-х, теперь во всем мире называют французскими.
Сегодня на Западе женщины с восторгом извлекают из сундуков бабушкины клипсы: начался бум винтажных украшений.
Нашим дамам, увы, достать почти нечего. Заграничную моду в СССР не пускали, громогласно порицая все «буржуйское». Девушку должна была украшать скромность (ну, когда нет других украшений…).
В 1930-х многим хотелось раствориться в безликой массе. На приеме в Кремле любимица Сталина – знаменитая Любовь Орлова спросила о судьбе репрессированного мужа. Ей было рекомендовано не задавать подобных вопросов, если она не желает последовать за ним. Какие клипсы? Мимикрировать!
Но в 60-70-е годы пластмассовые украшения все-таки пробрались на прилавки районных универмагов. Мудрый Госплан догадался: женщины в СССР должны иметь доступную им радость!
С появлением возможности делать покупки в интернете, дамы восполнили пробелы в номинации «иметь — не иметь» и включились в ряды тех, кто зубами держится за понравившийся лот.
Кого только нет на торгах! Айзенберг, Хаскелл, Коро, Трифари, Мазер, Кастелклифф, Рэймонд, Гаргано, Нейман, Харди, Старет, Дю Жей, Реджа, Огрец, Веррекьо – это из бижутерии.
Для тех, чей кошелек значительно толще – Картье, Бушерон, Бучелатти, Булгари, Шеппс, Тиффани.
Все эти замечательные имена достойно представляют украшающие зажимы.
Продолжение следует…